Непатологические формы нарушений поведения. Реактивные и конфликтные переживания

Введение
В научной литературе, посвящённой проблеме исследования отклоняющегося поведения, выделяется две его формы: патологические и непатологические нарушения поведения.
Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т.е. возникают в ответ на ту или иную ситуацию, и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности, учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений окраски кожных покровов и т.д.).
Особенностью этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в виде грубости, стремления досадить определенному лицу.
Иногда эти непатологические формы поведения при отсутствии правильных воспитательных мероприятий могут принимать затяжное течение, что приводит к нарушениям социальной адаптации. В этих случаях их структура усложняется, и к ним присоединяются различные соматовегетативные нарушения в виде сердцебиений, усиленной потливости, насильственного кашля, рвоты и т. д.; тогда реакции протеста приобретают уже патологический характер.
Объект нашего исследования -  отклоняющееся поведение.
Предмет – реактивные и конфликтные переживания.

Патологические и непатологические формы отклоняющегося поведения
Зарубежные психиатры при выделении определенных форм поведения не ставят вопрос об их разделении на патологические и непатологические формы. Однако в детском и подростковом возрасте нередко встречаются стойкие нарушения поведения, связанные с болезненной психикой, в виде психопатоподобного синдрома или состояния, которые требуют диагностики и лечения у детских психиатров.
Подобные состояния наблюдаются у детей с остаточной патологией центральной нервной системы; при соматических, хронически протекающих заболеваниях; при олигофрениях, микросоциальной запущенности, при шизофрении, эпилепсии.
Психатоподобный синдром может быть признаком шизофрении, особенно в подростковом возрасте. Его описывают как "карикатурный пубертат", он чаще встречается у мальчиков. На первый план выступают расстройства поведения, связанные с извращением влечений и инстинктов. Характерны проявления жестокости, злобности, наклонности к садистким действиям, тяга к примитивным удовольствиям, побеги из дома. Нарастает замкнутость, теряются прежние приятели, а новые не заводятся. Наблюдается эмоциональное снижение личности, холодность.
Психоподобные синдромы могут осложнять клиническую картину олигофрений. В клинической картине, наряду со снижением познаватнльной деятельности, отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: повышенная раздражительность, немотивированная возбудимость со злобно-агрессивным настроением, отсутствие возможности и побуждений к целенаправленной деятельности. Дети отличаются повышенной внушаемостью и импульсивным поведением. Они с трудом адаптируются к новым ситуациям и склонны давать реакции паники, протеста, взрывы плача, могут убегать из дома. Повышенная внушаемость, непонимание ситуации, некритичность могут привести к соучастию в правонарушениях.
Нарушения поведения возможны при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях. Согласно классификации Сухаревой Г.Е. различают три типа психопатической диагностики в зависимости от времени и факторов поражения: задержанное развитие (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы, ядерные формы; поврежденное, надломленное развитие в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах онтогенеза (органическая психопатия).
Таким образом, психопатии – это аномалии развития личности. Основной признак психопатических личностей – отсутствие сложной мотивации поступков. Основной мотив – эмоция удовольствия. Поведение подростков этого типа больше всего зависит от социокультурного уровня окружающей их среды. Все поведение неустойчивой личности выражает острую потребность в более насыщенной информации и частой смене впечатлений. Эти дети быстро схватывают информацию, но мало ее обдумывают и быстро забывают. Это связано с некачественным усвоением, из-за чего постоянно ощущается необходимость в пополнении знаний. Поэтому при сохранении и даже высоком интеллекте их деятельность мало продуктивна. Они быстро пресыщаются и требуют смены деятельности. Логическое мышление поверхностное, суждения примитивны. Девиантное поведение этих подростков связано с повышенной внушаемостью и жаждой новых удовольствий.При невозможности получить желаемое оно выражается в бродяжничестве случайных кражах (авнтюризм, острые ощущения), уходах из школы с целью избежания ответственности, трудностей. Типичны для этой формы психопатии реакции имитации социально-отрицательных форм поведения. Подростки часто совершают групповые антиобщественные противоправные действия.
У подростков с гипертимными чертами характера нарушения поведения чаще всего связаны с ограничением их свободы. Они не выносят жесткий режим. Им свойственна чрезмерная оптимистическая установка. Они добродушны. Возникающие конфликтные ситуации вызывают у ребенка неосознанные реакции протеста, эмансипации, особенно в форме уходов и самовольных отлучек. Им свойственна реакция группирования со сверстниками. У гипертимных подростков начинает стираться грань между дозволенным и недозволенным, появляется склонность к асоциальным действиям. Они склонны к алкоголизации, а в более старшем возрасте (15-16 лет) – к сексуальным эксцессам. Возможны противоправные действия.
Нарушения поведения у подростков с истероидными чертами возникают обычно в связи с недовольством по поводу недостаточного внимания к ним. В этой группе возможны два варианта: с преобладанием склонности к фантазированию и преобладанием элементарных истерических реакций. Иногда с целью привлечения к себе внимания окружающих истерические подростки прибегают к преувеличениям и самооговорам. Они приписывают себе участие в грабежах, шпионаже, а девочки-подростки – ложное изнасилование. Если их капризы, требования не удовлетворяются, то нарушения поведения проявляются в виде реакций активного и пассивного протеста (грубость, непослушание, демонстративное поведение, позерство, театральность, жеманство). Часты реакции имитации: подражают своему "кумиру" в одежде, прическе, манере говорить, одеваться и т.д. Подростки с истероидными чертами характера могут совершать демонстративные аутоагрессивные действия (попытки самоотравления, самоповешания, порезы кожи), чтобы произвести определенный эффект на окружающих. Иногда демонстративные действия наблюдаются в виде правонарушений "во имя групп", в виде "двойной жизни", "борьбы за справедливость".Однако истерическую демонстративность необходимо отличать от других понятий, таких, как уровень притязаний (субъективно он всегда высок); претенциозность – стремление казаться более значимым, чем есть на самом деле (немецкий психиатр К. Ясперс); "жажда признания" (К. Шнайдер), что по существу совпадает с претенциозностью и характеризуется необоснованно высоким уровнем притязаний.
Своеобразные нарушения поведения наблюдаются у подростков с шизоидными чертами характера и связаны с их отгороженностью от сверстников, сниженной потребностью в общении. Немаловажную роль в их развитии играют внутрисемейные отношения. Такие семьи характеризуются необщительностью, замкнутостью, слабой вовлеченностью в общественные мероприятия. Отношение к детям в таких семьях строится по типу доминирующей гиперпротекции, которая способствует развитию аутизма. Взаимоотношения родителей в таких семьях строятся по типу дополнения и подчинения. Один из родителей обладает холодным подавляющим поведением, а другой занимает пассивную позицию. Отклоняющееся поведение проявляется в стремлении освободиться от гиперопеки родителей.
Характерологические реакции личности – обратимая форма поведения. Но если они задерживаются и закрепляются неправильным отношением к ребенку, то становятся патохарактерологическими или являются основой формирования патологической личности.
Американские исследователи Стелла Чесс и Александр Тома в своей книге "Темперамент и нарушения поведения у детей" попытались связать отклоняющееся поведение детей и подростков с врожденными качествами темперамента. Они выделили несколько характеристик темперамента и показали, что врожденные качества темперамента серьезно влияют на то, как формируется его личность. Всего ими выделено 9 характеристик темперамента:
    1. уровень активности;
    2. ритмичность; приближение или удаление;
    3. приспособляемость;
    4. интенсивность;
    5. порог реактивности;
    6. качество настроения;
    7. способность отвлекаться;
    8. интервал внимания;
    9. настойчивость в достижении цели.
Решающую роль при воспитании имеют 3, 4, 5, 7 характеристики.
    Ребенок с высокой степенью реактивности – "спичка", быстро зажигающийся. Ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации – "улитка". Ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям, - "черепаха". Ребенок, у которого обычно плохое настроение – "нытик". Из этих характеристик темперамента вытекает и то, какие воспитательные приемы следует применять к тому или иному ребенку.
Среди возрастных особенностей особое место занимают характерологические акцентуации. Понятие "акцентуированные личности" ввел немецкий психиатр К. Леонгард (1964г.). Он рассматривал акцентуации как этап формирования личности.
В нашей стране наиболее четко эта концепция разработана
    Личко А.Е.(1983г.)/6,13,20/. Акцентуации характера- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего такие подростки повышенно восприимчивы к психогенным влияниям. Три показателя определяют степень выраженности состояния акцентуации любого типа:
    * дезадаптация к требованиям школы;
    * дезадаптация к требованиям жизни в семье;
    * дезадаптация к требованиям нормальной сферы общения.
Различают две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация отличается наличием у подростка определенных постоянных черт характера. С началом пубертатного возраста эти особенности характера заостряются и могут приводить к нарушениям поведения. Скрытая акцентуация в привычных для подростка условиях может не проявляться. Однако она проявляется ярко и порой неожиданно под влиянием факторов среды, в которую попадает ребенок. Такие подростки всегда испытывают внутренний дискомфорт, если при них хвалят кого-то другого, прибегая при этом к любым средствам морального унижения "соперника". Их успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим. Наиболее часто отклоняющееся поведение встречается при следующих ниже приведенных акцентуациях характера.
Подростки с истероидной акцентуацией используют различные формы поведенческих нарушений для привлечения к себе внимания.
Главная черта истероидного характера- демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии, эгоцентризм. С ней связаны другие черты- внушаемость, лживость и кажущаяся эмоциональность. Нередко это выражается в вызывающе развязном поведении в общественных местах, их самооценка необъективна. Как правило, делинквентность носит несерьезный характер. Это прогулы и нежелание учиться, в худшем случае-мошенничество. Алкоголизм встречается редко; как правило, подростки пьют немного, но любят похвастаться огромным количеством выпитого. Самым сильным потрясением для них является публичное осмеяние их необоснованных претензий, способностей, их истинных возможностей. Это создает непереносимые для них ситуации с развитием острых, демонстративных реакций, нередко с суицидальными демонстрациями. Причем способы самоубийства оказываются или безопасными ( порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), или расчитанные на быструю помощь и предотвращение (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах у присутствующих).
Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм-напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов.
Подростки с неустойчи вым типом акцентуации с детства отличаются своим непослушанием, непоседливостью, не могут усвоить элементарных правил поведения. Они трусливы, бояться наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны. Такие подростки легко оказываются послушным орудием для лидеров асоциальных групп. Главная черта – неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствию, безделью. Учеба для них в тягость, при безнадзорности забрасывают ее, быстро угасает интерес к школьным занятиям. Вообще, никакой труд для них не привлекателен. Любят гулять, включаются в уличные компании. Если они остаются без пристального внимания воспитателей, то часто, попав в асоциальную группу, вовлекаются в криминальную деятельность.
Основная проблема – делинквентность, связанная с желанием развлечься. Характерны кражи, угон мотоциклов, автомашин, хулиганство. В компаниях рано начинают пить (с 12-14 лет). Кроме алкоголизма неустойчивым подросткам свойственно использование других дурманящих средств: в поисках необычных впечатлений они могут прийти к токсикомании или наркомании. Пытаясь избежать неприятностей или просто из стремления к "свободной жизни", часто убегают из дома или интерната.
К родителям относятся с равнодушием, безразличием, рассматривают их как источник средств для развлечений. Неспособны на преданную дружбу и романтическую влюбленность.
При комфорном типе акцентуации основная отличительная особенность - думать и поступать "как все", стараться, чтобы все было, "как у всех". Главная черта этого типа – постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.
Такие подростки – продукт своей микросреды. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения.
Они отказываются от любых проявлений индивидуальных наклонностей и взглядов. Они бояться хоть чем-то отличаться от норм, принятых в их непосредственном окружении. С трудом воспринимают новое, т.к. не могут к нему безболезненно приспособиться. Им очень нелегко привыкнуть к новой обстановке, новым правилам поведения. Конформные подростки дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью в этой группе. Если такой подросток отвергнут привычной для него компанией, это оказывается для него самой сильной психической травмой. Они консервативны во всем, во взрослом состоянии эти качества сглаживаются и даже становятся привлекательными, эти люди не шарахаются из стороны в сторону, а вполне устойчивы к требованиям среды.
Главной чертой подростков с эпилептоидной акцентуацией является напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер, постоянная, ничем не мотивированная склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. Они сами создают конфликт, чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая доброжелательность, никакая готовность окружающих пойти навстречу не могут предупредить появление у них периодических взрывов злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают по любому поводу и отличаются продолжительностью, часто сопровождаясь вербальной и физической агрессией. Их привлекает роль диктатора в группе сверстников, в семье. В школе они могут быть угодливы, заискивать перед учителями, но нет гарантии, что внезапно они не проявят грубость и агрессию. Общими чертами этих подростков являются инертность, вязкость, соблюдение собственных интересов и пренебрежение чужими. Скрытая акцентуация эпилептоидного типа проявляется при малейшем конфликте, связанном с ущемлением их интересов, ограничением их возможности проявить деспотическую власть. Наступает состояние злобного аффекта с дезадаптацией личности.
Редко приводит к состояниям дезадаптпции психастенический тип акцентуации. Подростки с этим типом характера –прирожденные пессимисты, которые постоянно опасаются чего-то и ждут неприятностей. Принять решение, сделать выбор - самая трудная для них задача. Периодом наибольшего проявления этих характерологических особенностей являются первые классы школы, когда к чувству ответственности предъявляются серьезные требования. Их отличает постоянный мелочный самоанализ, они вновь и вновь проверяют правильность принятых решений. Их тревожная мнительность часто является предметом насмешек в классе. Положительной чертой этих подростков является выполнение ими после долгих колебаний принятых решений.
Из других типов акцентуаций следует отметить лабильный тип, который встречается почти у 20% подростков и характеризуется обостренным восприятием окружающего. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. Любое замечание, шутка и похвала способны изменить настроение подростка в ту или иную сторону. Недооценка этого воспитателями может спровоцировать развитие бурных реакций дезадаптации и глубокие депрессивные переживания.
От сиюмитнуного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. При плохом настроении будущее представляется серым и унылым, прошлое кажется цепью неудач, ошибок и несправедливостей, а окружающие люди наделяются массой недостатков. Резкий подъем настроения расцвечивает будущее самыми радужными красками, прошлое складывается из приятных воспоминаний и те же самые знакомые оказываются милыми и интересными людьми. Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.
При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждения. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы депрессии.
Для гипертимных подростков характерны общительность, болтливость, склонность к озорству. Всюду, где они появляются много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками.
В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень общительны, в компаниях оказываются лидерами, "заводилами". Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима, дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.
Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность и алкоголизация. Оказавшись в неблагоприятной среде, гипертимные подростки становятся участниками или даже вдохновителями групповых правонарушений. Пьют тоже всегда в компаниях с приятелями; могут попробовать и другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи.
Подростки циклоидного типа в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового срзревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются аппатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают – бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.
Обычно состояние меняется через 1-2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде.
В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.
В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности переход в другую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки.
Главной чертой астено-невротического типа является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих – тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и продолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего – к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье.
На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.
Подростки сензитивного типа с детства пугливы, застенчивы и послушны, это – "домашние" дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.
Главные черты – высокая чувствительность и чувство неполноценности. "Слабым местом" при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим и, прежде всего, к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания.
К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают , или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.
При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсиманическое поведение, ни делинквентность. Если сензитивный подросток проявил по отношению к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызвала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе – насмешками сверстников, "изводящих" его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей.
Когда сензитивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства.
Черты шизоидного типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты.
Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Как правило, духовное одиночество не тяготит их, но чаще они страдают от отсутствия друга, неумения общаться со сверстниками. Их неспособность к общению связана с недостатком интуиции ("Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут") и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих.
Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается редко, так как опьянение не вызывает у них подъема настроения. Иногда принимаются небольшие дозы спиртных напитков, чтобы "побороть застенчивость", "свободно чувствовать себя в школе". Наиболее острая проблема – использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.
Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.).
Как уже говорилось, ни один из типов акцентуации характера не является симптомом болезненных расстройств. Смысл выявления акцентуации состоит в том, что позволяет заранее предсказать, в каких ситуациях у подростка возможен психологический срыв.
Трудновоспитуемость или микросоциальная запущенность также характеризуется стойким изменением поведения. К микросоциально-педагогической запущенности могут привести различные причины. Среди них большое место занимает воспитание ребенка в семьях примитивных родителей, в условиях эмоционального отвержения ребенка, в конфликтных семьях, воспитание в чужой семье, там, где создаются условия безнадзорности. Поведение педагогически запущенного ребенка изменчиво и находится в тесной зависимости от среды и ситуации. Поведение формируется в силу неправильного педагогического подхода взрослых, несправедливого порицания и приводит к образованию различных реакций протеста, имитации. В основе микросоциальной запущенности лежит социальная незрелость личности. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребность в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, искаженное понимание нравственности ведут к отклонениям в поведении, отказу от посещения школы, нежеланию учиться, пренебрежению обязанностями. Микросоциальная педагогическая запущенность и нарушения школьной адаптации могут возникнуть у детей с потенциально сохранными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приобретенных нарушений формирующейся личности и характера. Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в выраженном недостатке объема знаний, представлений, навыков, которые должны быть у ребенка данного возраста. При этом сохраняется способность к обобщению, умению использовать помощь, ориентироваться в повседневной жизни. Педагогическая запущенность сопровождается недоразвитием интеллектуальных интересов, бедным словарным запасом, бедностью эмоциональных реакций, недостаточностью высших потребностей и установок личности. У детей и младших подростков с их недостаточной зрелостью усвоение асоциальных форм поведения при неправильном воспитании может возникнуть и быстро закрепиться как привычка к определенному стереотипу поведения. В отличие от отклоняющегося поведения детей с болезненно измененной психикой, при трудновоспитуемости имеется более выраженная избирательность форм поведения. Педагогически запущенный ребенок проявляет симпатии к избранным, чаще всего сверстникам, и в тоже время может быть груб, циничен, агрессивен со взрослыми. Не характерны для трудновоспитуемых подростков соматовегетативные расстройства, астенические истерические, аффективные колебания настроения.
Особо следует сказать о суицидальном поведении. Если в детском возрасте покушения на самоубийство встречаются редко, то в 14-15 лет они стоят в ряду типичных нарушений поведения подросткового периода. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, ситуаций, которые порождают чувство безысходности, неразрешимости конфликта, отчаяния и одиночества. Это объясняется неумением предвидеть последствия своих поступков и отсутствием жизненного опыта. У детей и подростков формальные знания о смерти, так как большинство из них не осознают необратимости смерти. Ребенок считает, что можно умереть и наблюдать собственные похороны и раскаяния своих обидчиков. Дети нередко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на жизнь и не отдают себе отчета в крайней опасности для жизни даже демонстративно-шантажных попыток или угроз. Поэтому все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.

Реактивные переживания
Реактивные переживания представляют собой патологическую реакцию невротического и пси хотического уровня на психические травмы или неблагоприятные ситуации.
Разнообразные психические расстройства могут возникнуть под влиянием психической травмы, вызывающей страх, тревогу, опасения, обиду, тоску или иные отрицательные эмоции.
Патогенез. Определяющее значение для возникновения реактивного состояния или психоза имеют характер и сила психической травмы, с одной стороны, и конституциональные особенности и преморбидное состояние — с другой.
Психические травмы разделяются на острые и хронические, острые в свою очередь — на шоковые, угнетающие и тревожащие. Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей, а также у лиц, ослабленных инфекциями, тяжелыми соматиче скими заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, сосудистыми заболеваниями, длительной бессонницей, тяжелыми авита минозами и др. Предрасполагающую роль может играть и возрастной фактор. Наиболее уязвимы в отношении внешних воздействий пубертатный и климактерический периоды. Возраст имеет значение и в оформлении клинической картины психоза. Так, паранойяльные реакции и психозы с бредовыми синдромами более свойственны зрелому возрасту. Кроме того, в возникновении и клинической реализации реактивного состояния играют роль индивидуальные особенности больного, тип нервной системы. Механизм возникновения реактивных состояний в аспекте учения о высшей нервной деятельности можно объяснить как срыв нормальной деятельности коры головного мозга в результате перенапря жения раздражительного и тормозного процессов или их подвижности. Сильное психотравмирующее действие оказывает «ошибка» раздражительного и тормозного процессов (скрываемое горе, подавленный гнев и др.).
Одновременно с изменениями высшей нервной деятельности происходят гуморальные сдвиги (повышенное выделение адреналина, гипергликемия, повышение свертываемости крови и др.), возникающие при реакциях страха, гнева. При больших эмоциональных нагрузках происходит перестройка внутренней среды организма, связанная с функциями гипо-физарно-надпочечной системы.
Клиническая картина. Реактивные состояния и психозы подразделяются на:
1) аффективно-шоковые психогенные реакции;
2) депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия);
3) реактивные (психогенные) бредовые психозы;
4) истерические психотические реакции или истерические психозы.
В большинстве случаев все разнообразные реактивные состояния оставляют после себя преходящую постреактивную астению, подобную постинфекционной психической слабости (повышенная утомляемость, слабость, истощаемость, снижение работоспособности, некоторая замедленность психических процессов, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность). Больные малоподвижны, жалуются на бессилие, несобранность, головные боли, отмечают не свойственную им ранее не переносимость резких раздражителей (шум, яркий свет и др.). Настроение обычно пониженное, со склонностью к колебаниям по незначительным поводам. Это состояние непродолжительно и полностью обратимо.
Аффективно-шоковые психогенные реакции вызываются внезапным сильным аффектом, обычно страхом в связи с угрозой для жизни, чаще встречаются при массовых катастрофах (пожар, землетрясение, наводнение, горный обвал и т. д.). Клинически эти реакции проявляются в двух формах: гиперкинетической и гипокинетической.
Гиперкинетическая форма (реактивное, психогенное возбуждение) — внезапно наступившее хаотическое, бессмысленное двигательное беспокойство. Больной мечется, кричит, молит о помощи, иногда бросается бежать безо всякой цели, нередко в сторону новой опасности. Это поведение возникает на фоне психогенного сумеречного расстройства сознания с нарушением ориентировки в окружающем и последующей амнезией.
Гипокинетическая форма (реактивный, психогенный ступор) — внезапная обездвиженность. Несмотря на смертельную опасность, человек застывает, не может сделать ни одного движения, не в силах произнести ни слова (мутизм). Реактивный ступор обычно длится от нескольких минут до нескольких часов. В тяжелых случаях это состояние затягивается. Наступает выраженная атония или напряженность мышц. Больные лежат в эмбриональной позе или вытянувшись на спине, не принимают пищу. Глаза широко раскрыты, мимика отражает либо испуг, либо безысходное отчаяние. При упоминании о психотравмирующей ситуации больные бледнеют или краснеют, покрываются потом, отмечается учащенное сердцебиение (вегетативные симптомы реактивного ступора). Помраченное сознание при реактивном ступоре обусловливает последующую амнезию.
Психомоторная заторможенность может не достигать степени ступора. В этих случаях больные доступны контакту, хотя отвечают кратко, с задержкой, растягивая слова. Моторика скована, движения замедлены. Сознание суженное или больной оглушен. Иногда картина острого психогенного ступора определяется выраженным страхом: мимика, жестикуляция выражают ужас, отчаяние, страх, растерянность.
В редких случаях в ответ на внезапные и сильные психотравмирующие воздействия наступает так называемый эмоциональный паралич: длительная апатия с безразличным отношением к угрожающей ситуации и индифферентная регистрация происходящего вокруг.
Депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия). Смерть близкого человека, тяжелые жизненные неудачи способны и у здоровых людей вызвать естественную психологическую реакцию печали. Патологическая реакция отличается от нормальной чрезмерной силой и длительностью. В этом состоянии больные подавлены, тоскливы, слезливы, ходят сгорбившись, сидят в согбенной позе с опущенной на грудь головой или лежат, поджав ноги. Идеи самообвинения бывают не всегда, но обычно переживания концентрируются вокруг обстоятельств, связанных с психической травмой. Мысли о неприятном происшествии неотступны, детализируются, часто становятся сверхценными, иногда достигают степени бреда. Психомоторная заторможенность иногда достигает депрессивного ступора; больные все время лежат или сидят сгорбившись, лицо застывшее, с выражением глубокой тоски или безысходного отчаяния, они безынициативны, не могут обслужить себя, окружающее не привлекает их внимания, сложные вопросы не осмысливаются.
Реактивная депрессия иногда сочетается отдельными истерическими расстройствами. В этих случаях депрессия проявляется неглубокой психомоторной заторможенностью, аффектом тоски с выразительными внешними симптомами, не соответствующими глубине депрессии: больные театрально жестикулируют, жалуются на гнетущее чувство тоски, принимают трагические позы, громко плачут, демонстрируют суицидальные попытки. Во время беседы они оживляются, бранят своих обидчиков, при упоминании о психотравмирующей ситуации возбуждаются вплоть до приступов истерического отчаяния. Нередко отмечаются отдельные пуэрильные, псевдодементные проявления.
Иногда на фоне угнетенного настроения возникают явления дереализации, деперсонализации, сенестопатически-ипохондрические расстройства. На фоне нарастающей депрессии с тревогой и страхом могут появиться отдельные идеи отношения, преследования, обвинения и др. Содержание бреда ограничивается неправильной интерпретацией поведения окружающих и отдельных случайных внешних впечатлений. Аффект тоски, когда к нему присоединяются тревога, страх или гневливость, часто развивается на фоне психомоторного возбуждения: больные мечутся, громко плачут, заламывают руки, бьются головой о стену, пытаются броситься из окна и т. д. Иногда это состояние принимает вид депрессивного раптуса.
От эндогенных реактивные депрессии отличаются тем, что их возникновение совпадает с психической травмой; психотравмирующие переживания отражаются в клинической картине депрессии, после разрешения психотравмирующей ситуации либо по истечении некоторого времени реактивная депрессия исчезает. Течение реактивной депрессии зависит как от содержания психической травмы, так и от особенностей личности больного и его состояния к моменту возникновения психического расстройства. Реактивные депрессии у лиц, перенесших черепно-мозговую травму или ослабленных тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, а также пожилых людей с церебральным атеросклерозом могут затягиваться. Длительными бывают и реактивные депрессии, связанные с тяжелой, не разрешившейся психотравмирующей ситуацией.
Реактивные (психогенные) бредовые психозы — сборная группа весьма различных психогенных реакций.
Реактивное паранойяльное бредообразование — возникновение паранойяльного сверхценного бреда, не выходящего за рамки травмирующей ситуации, «психологически понятного» и сопровождающегося живой эмоциональной реакцией. Эти идеи доминируют в сознании, но на первых этапах больные еще поддаются некоторому разубеждению. Во всем оста льном поведении больного, не связанном со сверхценной идеей, заметных отклонений не обнаруживается. Реактивный паранойяльный бред, как и все реактивные состояния, длится до тех пор, пока не исчезает психотравмирующая ситуация, и целиком ее отражает, ему не свойствен на прогредиентность, не возникает негативной симптоматики. Все эти особенности отличают реактивные паранойяльные состояния от шизофренических. Паранойяльные реактивные расстройства имеют множество отдельных вариантов, обусловленных особенностями психогенного воз действия.
Острая паранойяльная реакция — паранойяльное бредообразование, свойственное психопатическим (паранойяльным) личностям. Сравнительно небольшие житейские трудности могут вызвать у них подозрительность, тревожность, идеи отношения и преследования. Такие реакции обычно кратковременны. Их развитию способствует временное ослабление нервной системы (переутомление, недосыпание и др.).
Ипохондрическая реакция близка по структуре к острой паранойяльной. Развивается обычно у лиц с повышенным вниманием к своему здоровью. Неосторожная фраза врача (ятрогения), превратно понятый медицинский текст, известие о смерти знакомого могут привести к воз никновению ипохондрической сверхценной идеи. Больные начинают посещать разных врачей, специалистов-консультантов, и отрицательные результаты исследований не приносят успокоения. В зависимости от особенностей личности больного и поведения врача ипохондрические реакции бывают кратковременными или затягиваются на годы.
Бред преследования тугоухих возникает у лиц со слабым слухом вследствие затрудненного речевого контакта с окружающими. Аналогичные состояния наблюдаются и при затруднении общения из-за незнания языка (бред преследования в иноязычном окружении).
Реактивные параноиды отличаются большим синдромологическим раз нообразием. В одних случаях основные симптомы в клинической картине психогенного параноида — идеи преследования, отношения, иногда и физического воздействия на фоне выраженного страха и растерянности. Содержание бредовых идей обычно отражает психотравмирующую ситуацию; все происходящее подвергается бредовой интерпретации, приобретает особое значение. В других случаях на фоне психогенно обусловленного изменения сознания, обычно суженного, помимо бредовых идей преследования, отношения и физического воздействия, у больного возникают обильные как слуховые, так и зрительные галлюцинации и псевдогаллюцинации; в статусе преобладает аффект страха.
Диагностика реактивных параноидов обычно не вызывает больших затруднений. Основные опорные критерии: ситуационная обусловленность, конкретный, образный, чувственный бред, связь его содержания с психотравмирующей ситуацией и обратимость этого состояния при изменении внешней обстановки.
Параноид в условиях изоляции возникает нередко (например, у под следственных). Он длительнее реактивного и, как правило, сопровождается слуховыми галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, иногда в виде острого галлюциноза: больной постоянно слышит голоса родных и знакомых, плач детей. Многочисленные голоса часто как бы раз деляются на два лагеря: голоса враждебные, которые бранят и осуждают больного, и дружественные, которые защищают и оправдывают его.
Параноид внешней обстановки (ситуационный) — острый бредовой психоз; возникает внезапно, иногда без каких-либо предвестников, в крайне необычной (новой) для больного ситуации. Это острый образный бред преследования и необычайно резкий аффект страха. Больной, пытаясь спасти свою жизнь, выбрасывается на ходу из поезда, иногда защищается с оружием в руках от мнимых преследователей. Нередки попытки самоубийства с целью избавления от ожидаемых мучений. Больные могут искать зашиты от преследователей у представителей власти, милиционеров, военнослужащих. На высоте аффекта страха отмечается нарушение сознания с последующей частичной амнезией указанного промежутка времени. На высоте психоза могут наблюдаться ложные узнавания, симптом двойника. Возникновению таких острых параноидов способствуют длительное переутомление, бессонница, соматическое ослабление, алкоголизация. Такие параноиды обычно кратковременны, и при выведении больного из данной обстановки бредовые идеи исчезают, он успокаивается, появляется критика к психозу.
Истерические реакции или психозы проявляются сравнительно не большим количеством клинических форм (вариантов):
1) истерическое сумеречное помрачение сознания (ганзеровский синдром);
2) псевдодеменция;
3) пуэрилизм;
4) психогенный ступор.
Перечисленные формы истерических состояний могут переходить из одной в другую, что находят объяснение в общих патофизиологических механизмах их возникновения. И. П. Павлов указывал, что у лиц со слабым типом второй сигнальной системы повышенная тормозимость коры головного мозга приводит к расторможению подкорковых аппаратов, с которыми связаны эмоционально-инстинктивные реакции, что реализуется в истерическом поведении.
Лечение. При всех реактивных состояниях прежде всего по возможности следует устранить причину заболевания — психотравмирующую ситуацию. Аффективно-шоковые реакции из-за кратковременности обычно либо заканчиваются, либо переходят в другое реактивное состояние, прежде чем больной попадает к врачу. При реактивных депрессиях, параноидах, галлюцинозах, истерических психозах необходима госпитализация. Комплексное лечение реактивных психозов проводится с применением нейролептиков в сочетании с антидепрессантами и транк вилизаторами. При ажитации, тревоге в структуре депрессии рекомендуется комбинированная терапия антидепрессантами (назначают в пер вой половине дня) и нейролептиками (назначают во второй половине дня). Если реактивные депрессии неглубоки, то возможно амбулаторное лечение, но при условии пристального надзора за больным в семье. При лечении реактивных состояний особенно важна психотерапия.

Конфликтные переживания
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:
Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.
В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.
Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский  различают трудных подростков:
с педагогической запущенностью;
с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
с крайней социальной запущенностью.
С.А.Беличева  выделяет три группы:
глубоко педагогически запущенные подростки;
подростки с аффективными нарушениями;
конфликтные дети (неуживчивые).
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк  на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.