Лекции по БЖД (по безопасности жизнедеятельности)
Лекция 1
1. Введение в предмет. Составляющие БЖД
БЖД это раздел науки о безопасности жизнедеятельно¬сти, изучающий опасные и вредные производственные факторы, уровни техногенного воздействия на человека в процессе труда и разрабатывающий методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, основные направления снижения риска и последствий проявления опасных и вредных производственных факторов.
Скачать лекции полностью: С ГРАФИКАМИ И ТАБЛИЦАМИ >>>
Цель курса “БЖД” - сформировать научные знания :
- об опасных и вредных факторах и процессах, порождающих опасности оборудования, трудовых и производственных процессов;
- о современных методах выявления и прогнозирования опасностей;
- о принципах, методах и средствах обеспечения БЖД на стадии проектирования и эксплуатации техники и технологических процессов;
- о законодательных и нормативно-технических актах по охране труда.
Составляющие БЖД. В значительной мере дисциплина БЖД перекликается с дисциплиной Охрана труда. Собственно охрана труда – это система законодательных, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспо-собности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80).
Дисциплина “БЖД” опирается на:
- естественно-научные дисциплины - математику, в частности, теорию вероятностей, математическую статистику, алгебры Буля, информатику, физику, химию;
- общепрофессиональные дисциплины - техническую механику, технологию машиностроения, материаловедение, теории управления и надежности.
- медицинские науки: анатомию, физиологию и гигиену труда;
- науки о человеческом факторе - эргономику, инженерную психологию ;
Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности и средой, практическими задачами которой является повышение эффективности деятельности при сохранении здоровья и всестороннем развитии личности. Эргономика изучает человека в условиях современного производства.
Инженерная психология, как отрасль психологии изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирования и эксплуатации сложных систем «человек-машина». В этом смысле ее можно считать одним из разделов эргономики. Инженерная психология занимается, в основном, изучением деятельности человека-оператора.
2. Основные понятия и термины
Опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедея-тельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым оста-точным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицатель-ному воздействию на человека, окружающую среду.
Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - сре-да обитания».
Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасно-стей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых орга-низмов опасность реализуется в виде травмы, заболевания, смерти.
Признаками, определяющими опасность, могут быть:
- угроза для жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
- нарушение условий нормального функционирования экологических систем
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.
Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:
- сам человек как сложная система «организм - личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности;
- элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения возду-ха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;
- процессы взаимодействия человека и среды обитания.
Потенциальный характер опасностей проявляется также и в том, что для человека опасность может реализоваться только в тех случаях, когда зона воздействия опасностей пересечется с зоной деятельности (нахождения) человека. Например, человек попадает в зону действия электрического тока, шума, вибраций, криминальных структур, движения транспорта и т.д.
ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасно-сти;
гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.
Как было сказано выше, опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемыми факторами опасности.
Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. При этом имеется в виду, что обеспечи-ваются условия, при которых исключается появление опасностей или превышение научно обоснованных допустимых уровней опасных факторов. В более узком значении понятие безопасность трактуется как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается возможность реализации потенциальных опасностей, т.е. причинение вреда (ущерба здоровью человека). Если же говорить о безопасности системы «Человек-машина-среда», то надо иметь в виду, что ее параметры не являются неизменными и могут приводить систему как в безопасное, так и в опасное состояние. В этом случае уместно говорить о безопасности как о свойстве системы. Таким образом, можно дать следующее определение:
безопасность - это свойство систем «Человек-машина-среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб от неиз-бежных при этом непрерывных энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.
3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.
Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления дея-тельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.
Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их по-мощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на ос-нове сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», вклю-чающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, органи-зации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применя-ются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.
По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:
• ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.
• управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.
• организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защи-ту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.
• технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.
На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочис-ленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как:
защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воз-действий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных техниче-ских устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в вы-хлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями элек-тромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);
защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негатив-ных воздействий убывает с расстоянием;
защита с помощью ограждений;
экранирование;
блокировка;
герметизация;
принцип слабого звена (применение предохранителей, например, плавких предо-хранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).
В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.
Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.
Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения БЖД образуют систему, и в тоже время каждый принцип обладает относи-тельной самостоятельностью.
Методы обеспечения БЖД.
Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспе-чение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных прин-ципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие ха-рактеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производствен-ная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь оп-ределенного уровня безопасности.
Принято выделить четыре метода БЖД:
А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксо-сферы (дистанционное управление, механизация, автоматизация)
Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще про-изводственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристика-ми человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.
В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого резуль-тат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксо-сфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).
Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.
Средства обеспечения БЖД.
Прежде всего, это конкретные средства защиты человека от различных опасно-стей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющие-ся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства ин-дивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.)
СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)
По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:
ограждения;
блокировочные устройства;
тормозные устройства;
предохранительные устройства;
световая и звуковая сигнализация;
приборы безопасности;
знаки безопасности;
устройства автоматического контроля;
устройства дистанционного управления;
заземление, зануление;
вентиляция, отопление, кондиционирование.
К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предо-хранительные пояса.
Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельно-сти человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают ра-ботоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безо-пасности, а ведь они должны применяться в тех случаях, когда безопасность не достига-ется с помощью других средств (организационных, технических и др. решений примене-ния СКЗ). Поэтому СИЗ обязательно должны оцениваться по защитным и функциональ-ным показателям.
К средствам БЖД следует также отнести так называемые приспособления для ор-ганизации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).
4. Понятие эргатической системы
В соответствии с системной концепцией восприятия и изучения окру¬жающего нас мира он весь состоит из совокупности взаимосвязанных объек¬тов - систем, т.е. множеств закономерно связанных друг с другом элемен¬тов, представляющее собой определенное целостное образование. Неотъемлемые свойства системы - это, во-пер¬вых, наличие новых свойств, которые порождены совокупностью входящих в нее элементов и не присущи этим элементам в отдельности, и, во-вторых, способность, вследствие этого, к выполнению некоторых функций, действий или движений.
Системы, связанные с деятельностью человека, мы называем искусс¬твенными. В данном случае нас интересует система, которую человек создает в самом процессе труда для получения общественно-необхо¬димого продукта. Такая система называется эргатиче-ской системой (ЭС) (от греч. "эргон" - работа). В зависимости от характера продукта тру-да они могут быть производственными, информационными, транспортными и т.п. Если говорить о современном производстве, то здесь встречается и такой термин: "полиэргати-ческая", то есть современное производство, включая в себя различные ЭС, является поли-эргатическим. Существенным обстоятельством является то, что современная эргатическая система - это человеко-машинная система. Для проектирования таких систем необходим учет человеческого фактора, то есть выделения аспектов, связанных с присутствием чело-века. Наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятель¬ности в условиях современного производства, как уже говорилось, называется эргономикой. Как наука и как метод исследования она изучает условия выполнения работы оператором. Ее целью является оптимизация орудий, условий и процесса ту¬да, повышение безопасности и экологичности производства. Наибольшее раз¬витие она получила в таких передовых в техническом отношении странах как США, ФРГ, Великобритания, Япония, Франция и др.
Важнейшими задачами эргономики, то есть задачами, возникающими при рассмот-рении ЭС "Человек-машина" являются оптимальное распределение функций между чело-веком и машиной и исследование рабочих нагрузок на че¬ловека. Схематичное представление современной эргатической системы показано на рисунке 1.
Уровни организации эргатических систем.
Уровни организации системы "человек-машина" могут быть различны. Возможны и различные схемы классификации уровней организации. Рассмотрим классификацию эргатических систем по вкладу машин и людей в систему.
Первый уровень (нижний): здесь человек обеспечивает как энергетичес¬кую, так и управляющую функции системы. Классический пример - человек с лопатой.
Второй уровень: человек осуществляет управляющую функцию, а энергетическая функция поручается машине. Один из примеров этого уровня организации системы - че-ловек, управляющий прессом. Это - уровень ме¬ханизации.
Третий уровень: машина обеспечивает энергетическую и информационную функ-ции, а человек - управляющую. Сюда входит любое производство, на ко¬тором люди поль-зуются средствами отображения и органами управления.
Четвертый, высший уровень организации системы - это машина, обеспечивающая энергетическую, информационную и управляющую функции, тогда как человек только контролирует ее работу. Пример этого уровня - автоматизированные линии, управляемые компьютерами.
Современные человеко-машинные системы состоят из аппаратных средств, про-граммного обеспечения и персонала. Эти компоненты действуют совместно для выполне-ния некоторой функции или достижения цели. Выполне¬ние задания зависит от большого числа переменных, характеризующих функ¬ции системы.
Системные функции могут осуществляться как персоналом, так и аппа¬ратно-программными компонентами системы, а часто - и тем и другим вмес¬те. Требования к ис-полнению оператором функций зависят от степени авто¬матизации системы.
На низком уровне автоматизации - уровне механизации - оператор не-посредственно управляет оборудованием и контролирует параметры и резуль¬таты его работы с помощью предъявляемой сенсорной информации, непосредс¬твенного восприятия или сочетания того и другого. В индивидуальном про¬изводстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функ¬ции играют вспомогательную роль, основное - четкое программирование сво¬ей деятельности.
В мелкосерийном производстве - возрастают монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости операций. В крупносерийном - двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотон¬ности. Программирующая (умствен-ная) деятельность сводится к минимуму.
В полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса собственно обработки детали или изделия. Деятельность его заключается в выполнении простых опе-раций по обслуживанию станка: включить двигатель, вставить деталь, вынуть готовую деталь. Этот труд не требует высокой квалификации, он бессодержателен и монотонен.
При повышении уровня автоматизации машинный элемент системы во все большей степени управляет работой системы ( например, поддерживает ре¬жимные параметры на должном уровне без вмешательства человека). На более высоком уровне он поддерживает адекватное соотношение между параметрами, а на еще более высоком - изменяет саму схему управления с целью оптими¬зации соотношений между параметрами в зависимости о условий и режима ра¬боты.
С повышением уровня автоматизации характер деятельности оператора становится все в большей степени контролирующим по своей природе. Чело¬век в эргатической сис-теме проверяет, наблюдает, оценивает выполнение системных функций аппаратными и программными средствами, регулирует и координирует их работу как того требуют про-изводительность и безопас¬ность системы.
Человеческий компонент в ЭС, таким образом, несет конечную ответс¬твенность за распознавание, интерпретацию, устранение или компенсацию недостатков, ошибок и не-исправностей в работе оборудования. Поэтому в сообщениях об отказах систем часто встречаются термины "человеческая ошибка", или "экспертная ошибка". Здесь мы уже оказываемся в области, граничащей с более общими, философскими проблемами. Так, ра-зумный подход к человеку как контролирующему звену системы заключается в том, чтобы обеспечить достаточно хорошую работу системы в течение длительного вре¬мени без вмешательства человека, так как обычно высокоорганизованная система работает лучше без его участия. Например, в аварии на АЭС "Три¬майл-Айленд" в США в момент возникновения аварийной ситуации автомати¬ческие системы безопасности сработали, как и было предусмотрено, и вклю¬чили аварийные насосы. Операторы же допустили ошибку и вручную отключили насосы. Цепь человеческих ошибок, наложенных на несовершенство техничес¬ких систем, привела к Чернобыльской катастрофе.
В этой связи при проектировании систем "человек-машина" высокого уровня суще-ствуют два противоположных подхода.
Первый состоит в том, чтобы полностью исключить человека из систе¬мы. Если это невозможно, (например, при наличии требований закона о при¬сутствии человека на АЭС), то роль человека должна быть минимальной. Этот подход уменьшает возможность человеческой ошибки и, тем самым повы¬шает надежность системы. Кроме этого, замена людей машинами может пони¬зить эксплуатационные расходы.
Другой подход, наоборот, состоит в максимально возможном вклю¬чении человека-оператора в систему даже ценой введения каких-либо допол¬нительных, кажущихся не-нужными операций. Это может быть, например, счи¬тывание характеристик системы с эк-рана дисплея. Делается это для того, чтобы поддержать человека в рабочем состоянии, чтобы, в случае отказа машинной части системы, оператор мог быстро вмешаться и пре-дотвратить неблагоприятные последствия.
Таким образом, первый подход (минимальное вмешательство человека) предполага-ет, что человек-оператор так или иначе не будет способен ре¬шить проблему. Второй же подход делает ставку на то, что человек умен, способен к адаптации и часто может разре-шить непредвиденные проблемы. Человек здесь, таким образом, рассматривается как эр-гатический резерв системы.
Однозначно выбрать тот или иной подход, очевидно, невозможно. По-видимому, лучше минимизировать включение человека в систему, когда его вклад невелик. Действи-тельно, если человек сознает, что в работе, которую он выполняет, нет необходимости, она становится неприятной ему, создает напряжение, вызывает утомление и стресс. Поэтому важнейшая зада¬ча при проектировании и создании ЭС - это обеспечение людей осмысленной, достойной человека работой.
5. Основные формы деятельности человека в эргатической системе
Деятельность человека в эргатических системах можно разделить на три основные работы по характеру выполняемых человеком функций:
физический труд,
механизированные формы физического труда,
умственный труд.
Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек-орудие труда». Тяжесть работы при этом определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности. Физический труд подразделяется на сле-дующие категории:
легкие (1а – затраты менее 139 Вт, 1б – от 140 до 175 Вт),
средней тяжести (IIа – 175-232 Вт, IIб – 233-290 Вт),
тяжелые (свыше 290 Вт).
Механизированные формы физического труда – это деятельность человека-оператора машины. Деятельность эта может быть двух видов:
детерминированная – по заранее известным правилам, алгоритмам действий,
недетерминированная – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, но в то же время известны управляющие действия при появле-нии неожиданных событий.
Умственный труд (интеллектуальная деятельность). Этот труд объединяет работы, связанные с приемом, переработкой и передачей информации и требующие напряжения внимания, памяти, сенсорного аппарата, активации процессов мышления, эмоциональной сферы (некоторые виды операторского труда, управление, преподавание, наука, учеба, творчество).
6. Физиологические и психологические нагрузки на человека в ЭС.
Вопрос о рабочей нагрузке на человека в эргатической системе весьма важен и сло-жен. Неумение анализировать возможности человека приводит к таким последствиям как:
- низкая производительность труда;
- плохое качество производимой продукции или выполняемой работы;
- ошибки и несчастные случаи;
- аварии и катастрофы.
Изучением человека в ЭС, то есть с позиций его связи с рабочим местом, техноло-гическим процессом и инструментом, с целью согласования условий производства с по-требностями работника и адаптации его к интен¬сивной рабочей нагрузке, условиям труда и трудовому процессу занимаются специальные науки - физиология и психология туда. Здесь в системе "чело¬век-работа" подсистема "человек" характеризуется конкретной ква-лификаци¬ей и степенью рабочей нагрузки, а подсистема "работа" - уровнем рациона-лизации, механизации и автоматизации труда.
В оптимизированной системе рабочая нагрузка должна соответствовать реальным возможностям человека, его работоспособности, то есть быть адекватной. Работоспособ-ность человека зависит, в свою очередь, от трех основных и равнозначных факторов:
- от приспособленности физиологических функций к трудовой деятель¬ности; эта приспособленность может значительно повышаться за счет трени¬ровки;
- от эмоционального состояния человека;
- от состояния условий труда.
Пределом работоспособности является общее утомление организма, в основе кото-рого лежат тормозные процессы в ЦНС и ее высшей отделе - коре головного мозга. Само по себе утомление - это реакция организма, сигна¬лизирующая о перегрузке, и, тем самым, защищающая он нее организм. Утом¬ление - процесс обратимый.
Есть и такое понятие - социально приемлемый уровень рабочей наг¬рузки, то есть допустимый, приемлемый для данного общества в данный мо¬мент времени. этот уровень постоянно меняется.
Можно ли рабочую нагрузку человека измерить в строго физических единицах? Если говорить о физической нагрузке, то, очевидно, можно.
Можно выделить следующие физиологические рабочие нагрузки:
1) тяжелая динамическая мышечная работа;
2) динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (ра-бота малых групп мышц).
3) статическая мышечная работа;
4) умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внима¬ния).
5) однообразная работа в монотонной обстановке.
6) влияние атмосферных условий (температура и влажность воздуха, вентиляция, инфра-красное излучение, характер одежды, степень акклиматизации организма.
7) напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды (на-пример, физическими - шум, блики, плохое освещение, вибрация и социологическими - межличностные отношения или факто¬ры, личностные м групповые проблемы.
Превышение уровней рабочих нагрузок приводит к негативным последствиям: снижению работоспособности, профессиональным заболеваниям, травматизму. В связи с этим существует понятие опасных и вредных факторов.
7. Опасные и вредные факторы
Опасные и вредные факторы. Одна из составляющих безопасности жизнедея-тельности - охрана труда использует понятия опасных и вредных факторов. Система стан-дартов БЖД (ССБТ) дает следующие определения.
Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на рабо-тающего в определенных условиях приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья.
Вредным называется производственный фактор, воздействие которого на рабо-тающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности (ГОСТ 12.0.002-80).
Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразде-ляются на
- активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
- активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
- пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное раз-рушение материалов, образоование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п.
Активные факторы могут, таким образом быть классифицированы по виду связан-ной с ними энергии. Такую классификацию дает ГОСТ 12.0.003-74. В соответствии с ним опасные и вредные факторы подразделяются на четыре группы:
- физические (движущие машины и механизмы, подвижные части производствен-ного оборудования, разрушающиеся конструкции; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов, шум, электромагнитные излучения промышленных и радиочастот, инфра-красное и ультрафиолетовое излучения, лазерное излучение, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные температура, влажность воздуха, повышенная скорость движения воздуха, электрический ток, статическое электричество и т.п.)
- химические (химические вещества, присутствующие в воздухе, воде, почве, про-дуктах питания);
- биологические (болезнетворные микроорганизмы, вирусы, грибы);
- психофизиологические (стресс, монотония, утомление, сонливость, алкогольное опьянение и т.п.);
Принцип нормирования. В охране труда как и в безопасности жизнедеятельности в целом действует принцип нормирования опасных и вредных факторов, т.е. установление некоторых предельно допустимых значений уровней интенсивности опасных и вредных факторов, которые не должны превышаться (уровень звука, напряженности электрических и магнитных полей и т.п.), или же установление диапазонов, за которые не должны выходить некоторые параметры окружающей среды (температура в помещении, освещение и т.п.)
Важными понятиями эргатических систем являются производственная среда, ра-бочая зона, рабочее место, опасная зона, опасная ситуация.
Производственная среда – пространство, в котором осуществляется трудовая дея-тельности человека. Там же формируются опасные и вредные производственные факторы.
Рабочая зона – пространство над рабочей площадкой, ограниченное высотой 2 м, в котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
Рабочее место – часть рабочей зоны; оно представляет собой место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.
Условия труда – сочетание различных факторов, формируемых элементами произ-водственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
Опасная зона – пространство, в котором проявляется действие опасных и вредных факторов.
Опасная ситуация (ОС) возникает тогда, когда происходит совмещение опасной зоны и пространство, в котором находится человек (совмещение ноксосферы и гомосфе-ры).