Детский церебральный паралич (ДЦП) – одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Термин ДЦП впервые был предложен З.Фрейдом в 1893 г., который назвал таким образом группу заболеваний мозга внутриутробного и родового происхождения. Профессор К.А.Семенова вывела наиболее совершенную, всеохватывающую классификацию форм ДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер: двойная спастическая гемиплегия (выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц); спастическая диплегия; гемипарез; гиперкинетическая форма с подформами: а) даойной атетоз, б) атетозный баллизм, в) хориоатетозная форма, г) хореический гиперкинез; атонически-астатическая форма. Лечение двигательных расстройств при ДЦП проводится комплексно с помощью лечебных средств, лекарств, ЛФК, массажа, ортопедического режима, логопедических занятий.
В работе с детьми широко используется метод двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики органов артикуляции, в формировании зрительно-моторной координации, в коррекции сенсорных и речевых функций. В коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими церебральным параличом, используются основные дидактические принципы. Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную. Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, губную гармошку, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Малышу нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Взрослый называет каждый звучащий предмет. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более. Или применить подручные средства: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, керамическую кружку, деревянную шкатулку и др. Взрослый карандашом многократно стучит по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются и другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет звучал.
Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, разноцветные палочки, наборы специальных карт и открыток. Например, берутся 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагается построить башню вместе с взрослым. Взрослый начинает строить и комментирует свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Взрослый подводит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом, строится каждый последующий этаж.