Отношение к людям с отклонениями в развитии, детям с выраженными физическими недостатками в Древнем Египте, Древней Греции. Ученые древности (Сократ, Платон, Аристотель) о детях с физическими нарушениями в развитии.

Др. Египет - Первое упоминание - папирус Ebers, который включает перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но и заботило социальное самочувствие инвалидов. В городе Кармаке жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов. Умственно отсталые дети находились под защитой бога Озириса и его жрецов, тогда как глухие не являлись объектом внимания.

Др. Греция - В древнегреческой педагогической практике традиционно различают две альтернативных базовых модели - спартанскую (тоталитаризм, военизированность) и афинскую (демократичность). Отношения к инвалидам совпадали: Заботясь о прочности государства, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем - оставлялись на произвол судьбы.
В Спарте слабые дети умерщвлялись, в том числе инвалиды, глухонемые.

Платон по евгеническим соображениям, а Аристотель по экономическим одобряли опыт Спарты. «Пусть в силе будет тот закон, - писал Аристотель, - что ни одного калеки ребенка кормить не следует».
Философ Сенека утверждал: «Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового»
Смысл рассуждения Сократа заключается в том, что решение о своей нужности и ненужности, а соответственно и об уходе из жизни, должен принимать сам человек и никто другой. Не имеет права решать этот вопрос даже общество.