Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.
Предпосылки возникновения аудита
Конец 80-х годов XX века ознаменовался переходом к рыночной экономике, взамен
существующей командной появились новые экономические единицы такие как кооперативы, частные
фирмы, совместные предприятия, не являвшиеся собственностью государства. Так же на пути
становления рыночной системы происходило изменение формы контроля государства. В нынешнее
время предприятие является самостоятельной единицей и самостоятельно без какого-либо
воздействия со стороны государства, не зависит от приоритетов и плана на определенную продукцию
самого государства. Каждое предприятие самостоятельно старается рассчитывать все
обязательные платежи, и должно следить за их обязательной выплатой.
Все самостоятельные экономические единицы должны самостоятельно вести бухгалтерскую и
статистическую отчетности. Так же каждое предприятие должно представлять эту информацию всем
заинтересованным лицам в порядке установленном законом. Государство же должно вести свою
слежку за правильностью ведения бизнеса и уплаты различных платежей, но только в пределах своей
компетентности. А для более детального исследования появилась необходимость возникновения
третьего, независимого от государства органа. Это и явилось причиной создания аудита.
Процесс развития аудита в России
При рассмотрении становления аудита в России то можно выделить несколько этапов.
Первый из них был ознаменован появлением первой аудиторской фирмы “Инаудит”. Она была
создана согласно специальному постановлению. Целью существования данной фирмы было
осуществление аудиторских проверок и консультационных услуг действующим в СССР и за границей
совместным предприятиям.
Она была наделена рядом прав и могла проводить следующие действия:
· ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий и
организаций;
· проверки бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и других документов, наличия денежных
сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;
· получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых
сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и
предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;
· получение от предприятий и организаций отчётной документации и иной документации в
согласованных объёмах;
· публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счёта прибылей и убытков, а также
рекламных материалов о деятельности фирмы “Инаудит”; и прочее.
И хотя данная фирма обладала рядом положительных свойств, относительно существовавших на
то время ревизионных групп, но все же была подвластна государству, что лишало ее ряда
преимуществ.
И в итоге фирму сохранить не удалось так, как в ней было сконцентрировано много кадров
обладающих амбициями и высокими лидерскими качествами, что они не могли находиться под чьим
либо руководством. И произошел распад этой фирмы на отдельно существующие сегменты.
Следующий этап проходил в начале 90-х, была попытка принятия акта об аудиторской
деятельности в СССР. В этот период времени в стране появилось большое количество фирм, в том
числе и аудиторских. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы надо отметить
“Контакт” и “Рафаудит”, которые по организации работ, сбору информации стали эталоном для других
аудиторских фирм. Заслуга этих фирм в становлении аудита и его популяризации в России
чрезвычайно велика. Основной целью существования данных фирм было проведение проверок
финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов
собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчётности;
предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и
коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой
деятельностью и т. п. И как выводом из вышесказанного можно сказать что в те годы были заложены
основные понятия аудита.
Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось СП “Эрнест энд Янг Внешаудит”, оно
проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причём вне зависимости
от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская
фирма, входящая в так называемую “большую шестёрку”.
Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные
ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране,
“круглые столы” по проблемам учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься
вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о
реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает
осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы
бухгалтерского учёта и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают
разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются,
согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств — начинается третий этап
становления аудита в России.
5 декабря 1991 года появляется проект Закона “Об аудиторской деятельности”. В течение двух
лет проект этого Закона совместно обсуждается, дорабатывается и согласовывается. Над ним
работают 11 ведомств, в их числе Госналогслужба, Генеральная прокуратура, Центральный банк,
МВД, Госкомитет по антимонопольной политике, Минфин и др. 22 декабря 1993 года Президент
Российской Федерации подписывает Указ, которым утвердил “Временные правила аудиторской
деятельности в Российской Федерации”, вступившие в силу с момента опубликования Указа с 29
декабря 1993 года. В этих правилах даётся определение понятия аудиторской деятельности,
указывается сфера аудита, его цели, помимо инициативной проверки вводится понятие проверки
обязательной, Временные правила регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на
получение права заниматься аудиторской деятельностью, порядок аннулирования лицензий,
устанавливаются серьёзные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки,
просчёты и небрежности в работе. Важным во Временных правилах является раздел о подготовке
аудиторского заключения, которое по правилам должно состоять из трёх частей: вводной
аналитической и итоговой.
Законодательство об аудите
В течение последних трёх – четырёх лет в России проводятся аудиторские проверки, интенсивно
готовятся кадры аудиторов, но всё это до принятия указа президента Российской Федерации “Об
аудиторской деятельности в Российской Федерации” не имело под собой должной правовой основы.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые этим Указом,
подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, легализовали их
профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе
стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудита зарубежных стран.
Стандарты — правила ведения финансового учёта и составления отчётности с целью отражения
эффективности финансовых решений, принятых за отчётный период компанией, которые отражают её
положение на рынке. Они являются определённого рода юридически закреплённым соглашением
различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта,
практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других
факторов.
Что же из себя представляют стандарты бухгалтерского учёта и аудита с правовой точки зрения?
Несмотря на то, что в западных странах различаются стандарты по бухгалтерскому учёту и по
отчётности и аудиту, правовая природа их одинакова. Более того, они неразрывно связаны между
собой, так как, аудитор занимаясь проверкой, обязательно должен знать стандарты учёта и
отчётности. Для определения сферы правового регулирования бухгалтерского учёта и аудита можно
выделить три вида учёта, применяемых сейчас на предприятиях: финансовый, производственный
(управленческий) и налоговый. Управленческий учёт обслуживает внутренние потребности
предприятий, его результаты, в отличие от финансового, не служат удовлетворению потребностей
внешних пользователей. Предлагается четырёхуровневая система правового регулирования
бухгалтерского учёта. Первый уровень — закон о бухгалтерском учёте, который непосредственно
входит в группу основных элементов, регламентирующих хозяйственное право.
Второй уровень составляют акты правительства России, других исполнительных органов,
которые раскрывают, детализируют требования законов.
Третий уровень — стандарты по учёту и отчётности, в которых должны быть определены
основные принципы ведения бухгалтерского учёта. Задача стандартов состоит в том, чтобы
регламентировать организацию и ведение бухгалтерского учёта на отдельных его участках.
Наконец, документы четвёртого уровня — рекомендации, которые обеспечивают практическую
деятельность и носят вспомогательный характер. Основная их цель — реализовать учётный процесс
с использованием прогрессивных приёмов и рациональных способов работы.
Суть и деятельность аудиторской деятельности
Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других
аудиторских услуг таких как постановка, восстановление бухгалтерского учёта, составление
финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформация финансовой отчётности в
соответствии с иными, чем приняты в Российской Федерации нормативными документами
бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов
баланса и т. д. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской
отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам. От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит
принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки,
исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом,
независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и
возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением
прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-
правовой формы аудиторской фирмы.
Аудиторская проверка в полном объёме может проводиться на частных предприятиях.
Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества,
закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для
оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление
государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на
проведение аудиторской проверки. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации “О
делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению
объектами федеральной собственности” от 10. 02. 1994г. предусмотрено, что Госкомимущество
России, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы
исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фактические проверки
(ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки.
Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую
информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о
правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах,
на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять
экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения
указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций,
которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов,
государства или третьих лиц.
Исходя из выше написанного, выводы о достоверности бухгалтерской отчётности
экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям законов и других
правовых актов Российской Федерации. Не случайно правила допускают к аттестации на право
осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование.
Это требование лежит в основе реализации задач по формированию правового государства в
России, повышению роли закона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в том
смысле, что выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности,
организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями
соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Конечно, в
условиях, когда в России отсутствует твёрдое детальное законодательство о бухгалтерском учёте и
отчётности, аудите, регламентация совершения аудиторских действий подменяется простым
следованием требованиям разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться и
возобладать мнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматься также
лица, имеющие инженерное или иное образование. Отголоском столь дилетантского отношения к праву
служат даже составы комиссии по аудиторской деятельности при президенте Российской Федерации и
её консультативном совете, в которых нет ни одного представителя юридического академического или
учебного института, хотя консультативный совет вырабатывает для комиссии и принимает участие
через своих представителей в её заседаниях, связанных с обсуждением проектов нормативных актов,
регулирующих аудиторскую деятельность.
Аудиторская проверка — необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской
деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в
совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности,
консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного
законодательства России. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по
профилю своей деятельности. Но во временных правилах есть пункт, содержащий абзац, который
ограничивает сферу предпринимательской деятельности аудитора: “Аудиторы и аудиторские фирмы
не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней
деятельностью”. Из этой выдержки следует, что аудитор не может выступать учредителем,
акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью. Это
ограничение в некоторой степени применительно к аудиторским фирмам, но как поступать гражданину,
который самостоятельно ведёт аудит? Ведь формально правовых оснований для запрета заниматься
другими видами деятельности у гражданина-аудитора нет, если у него имеются для этого имущество,
время и способности.