Юридические основы аудита, его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Современный аудит — это особая организационная форма контроля. Он неплохо
зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной,
переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Говоря другими словами, современный аудит
— это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его особенность.
В проектах российских стандартов аудиторской деятельности дается следующее определение
аудита.
Аудит — это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки
соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций
законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности
предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
Аудитор — это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской
деятельности в порядке, установленном законодательством.
В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит существует уже давно, этот термин
практикуется весьма многообразно.
Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного
риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения)
для пользователей финансовых отчетов.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них
финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения
бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым
предприятием действующего законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия,
соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому
вопросу выполняет независимый аудитор.
Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов:
свободный выбор аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом; договорные отношения
между аудитором (аудиторской фирмы) и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего
клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов; возможность отказать
клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков; невозможность
аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих
договорные отношения по поводу аудиторской деятельности; запрещение аудиторам и аудиторским
фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с
выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенным законодательством.
Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание
услуг, помощь, сотрудничество с клиентом. Цель ревизии — выявление недостатков с целью их
устранения и наказания виновных.
Характер аудита — предпринимательская деятельность. Характер ревизии — исполнительская
деятельность, выполнение распоряжений.
Основа взаимоотношений аудита — добровольность, осуществление на основе договоров.
Основа взаимоотношений при ревизии — принудительность, осуществление по распоряжению
вышестоящих или государственных органов.
Управленческие связи аудита — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с
клиентом, отчет перед ним.
Принцип оплаты услуг аудита — оплату производит клиент, ревизии — оплату производит
вышестоящее звено или государственный орган.
Практические задачи аудита — улучшение финансового положение клиента, привлечение
пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов. Задача ревизии —
сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.
Результаты аудита — аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для
всех юридических физических лиц, органов государственной власти и управления, органов
самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о
подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.
Результаты ревизии — акт ревизии — внутренний документ, в котором отмечаются все выявленные,
даже незначительные, недостатки. Акт должен быть передан вышестоящему и другим органам.
Правовое регулирование аудиторской деятельности в России
Нельзя сказать, что Временные правила или Проект закона уже решили все проблемы,
связанные с аудиторской деятельностью. Очевидно, первые документы и не могли предусмотреть
всех законодательных тонкостей и проблем аудита в стране, едва ставшей на путь создания
гражданского общества и правовой экономики. Напомним еще раз о практике законотворчества в
области аудита Америки и Европы: свои нормативные акты по аудиту в его современных формах они
совершенствуют и обновляют уже полтора столетия.
Необходимо особо отметить, что аудит в бывшем СССР и России, отзываясь на растущий спрос
и находя все более широкое практическое применение, настоятельно требовал правового
регулирования еще с рубежа 80 – 90-х гг. И он нашел его в ряде законодательных и нормативных
актов. Многие из них действуют и сегодня как не противоречащие законодательству России.
Так, законодательное закрепление аудита (обязательные ежегодные проверки деятельности
различных экономических субъектов аудиторскими организациями) еще в те годы содержалось и
сохранилось до наших дней, повторенное и закрепленное в других, обновленных законодательных
актах: а) по банковскому аудиту — в ст. 43 и 45 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности в
РСФСР” от 02.12.90 г с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.91 г. и др.; б) по балансу,
операциям и по счетам Центрального банка России - в ст. 8 Закона РСФСР “О Центральном банке
РСФСР (Банке России) ” от 02.12.90 г; в) по бухгалтерской отчетности предприятий с иностранными
инвестициями и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации “О налоге на
прибыль предприятий и организаций” от 27.12.91г. с последующими изменениями и дополнениями; г)
правило об обязательном аудите было распространено на инвестиционные фонды, а также на
страховые организации и компании (в ст. 29 Закона Российской Федерации от 27.12.92 г “О
страховании” и др.). Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок
других экономических субъектов также содержалась в те годы в ряде нормативных актов. К середине
90-х гг они дополнились положениями о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности
различных экономических субъектов, неоднократно упомянутых в первой и второй частях
Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации “Об акционерных
обществах”, в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.95 №
1355 с последующими дополнениями (подробное рассмотрение которых еще впереди) .
Были утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их
бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Далее, правило об обязательном подтверждении публикуемой отчетности независимой аудиторской
организацией закреплено в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и
т.д.
Однако не будем забегать вперед и перечислим примеры установления возможности проведения
аудиторских проверок до середины 90-х гг: а) в ст. 155 Положения об акционерных обществах,
утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г., предусмотрена
возможность проведения аудиторских проверок акционерных обществ с целью подтверждения
годовой финансовой отчетности; б) положение об аудите содержалось в законодательстве о ценных
бумагах и др.
Аудиторская деятельность в Российской Федерации не подменяет и не заменяет
государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций,
который осуществляют соответствующие специально уполномоченные государственные органы.
Среди них: а) министерство финансов России со Счетной палатой; б) контрольно-ревизионное
управление Министерства финансов России; в) органы валютного контроля (включая Федеральную
службу по валютному и экспортному контролю); г) органы таможенного контроля (включая
государственный таможенный комитет) ; д) Государственная налоговая служба Российской
Федерации, Департамент налоговой полиции и др.
Аудиторская палата России, состоящая из теоретиков и практиков аудита, представителей
аудиторских фирм и аудиторских объединений, могла бы взять на себя руководство аудиторской
деятельностью в стране. Это может быть осуществлено либо взамен ныне существующей Комиссии,
либо Аудиторская палата России могла бы работать совместно с этой Комиссией, как предусмотрено
в Проекте закона.
Цели, основные направления деятельности, права и обязанности Аудиторской палаты России
следовало бы отрегулировать в Федеральном законе “Об аудиторской деятельности”, причем более
выверено, нежели это сделано сейчас в Проекте закона.
Например, если с течением времени возникнет такая потребность, то в составе руководящего
органа может быть создан Дисциплинарный комитет, в обязанности которого вошло бы рассмотрение
претензий в отношении имеющих лицензию аудиторов при поступлении заявлений о нарушении ими
положений Временных правил. Дисциплинарный комитет как руководящий орган мог бы выполнять и
определенные процедуры по наложению штрафов и прочих взысканий, по приостановке действия
лицензии на осуществление аудиторской деятельности либо на ее отзыв. Однако и такой орган, по
нашему мнению, как правило, не должен рассматривать разногласия между аудитором и
экономическим субъектом по коммерческим вопросам.
По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные
штрафные санкции для аудиторов (подробный анализ которых несколько ниже, в последующих главах
книги), вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом,
при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не
установлены.
Однако следует решительно возражать против попыток переложить на аудиторов
ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от
предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо
освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти
функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая
инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим
субъектам.
Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной
документации — это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности
по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также
других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих
аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых
договоров. Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную
ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав
вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит принципу независимости
аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только
дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.