Реферат: Анализ денежных форм обращения в России
Введение
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни.
Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг,
завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и
регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением
расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные
формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом
единстве. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо
предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается
значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов
способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как
по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Денежные средства как собственные, так и заемные, в соответствии с законодательством
подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой
разрешено в установленном порядке банком, обслуживающим хозяйствующего субъекта.
Распространение популярности безналичных расчетов в России и возникновение новейших форм
денежных расчетов (например, кредитные карты) повлекло за собой увеличение потока информации о
данной сфере экономики. Этой причиной и обусловлен выбор темы для курсовой работы.
На наш взгляд, наиболее важными аспектами анализа денежных форм обращения являются, во-
первых, общие основы организации безналичных расчетов, во-вторых, особенности межбанковских
расчетов и, безусловно, формы расчетов, применяющиеся в хозяйственной сфере России.
1. Платежная система России
1.1. Общие основы организации безналичных расчетов
Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги
списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.
Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой
понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых
к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов
расчетов и связанного с ними документооборота.
Существовавшая с 1930-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных
расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала
административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных
расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика,
сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом
действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в
некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и
ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств. Эти принципы, в
частности, строго регламентировали:
· место платежа — банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);
· время платежа — после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение
авансов и коммерческого кредита);
· согласие плательщика (акцепт) — как основание платежа; источник платежа — собственные
средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;
· форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее
предопределена.
Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение
только во внутрибанковском обороте. Указанные принципы расчетов не учитывали требования
платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения
хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность
использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.
Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных
расчетов, в том числе принципов их организации. Первый принцип безналичных расчетов в рыночных
условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются
клиентам для хранения и перевода средств. Названный принцип отличается от принципа безналичных
расчетов плановой системы хозяйствования, суть которого заключалась в проведении всех расчетов
предприятий и организаций через учреждения банка. Последнее вытекало из требования
обязательности хранения денег на счетах в банке всеми предприятиями и организациями, что
соответствовало административно-командным методам управления экономикой.
В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться
экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов
рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый
принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и
физическим лицам, в то время как раньше он касался исключительно юридических лиц, поскольку
существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного оборота.
Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны
осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности
платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины
в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов на основании Указа
Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005 “О дополнительных мерах по
нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” ЦБР с 1 июля
1994 г. вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за
исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а
также в Пенсионный фонд РФ, которые должны осуществляться в первоочередном порядке). Эта
административная мера является временной и в основном продиктована заботами Правительства
РФ о полноте и своевременности формирования в данный период развития экономики доходной базы
бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных и
жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства.
В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с
их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической
самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя
внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической
самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и
ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком
к субъекту рынка — участнику расчетов, — это осуществление последним платежей в пределах
имеющегося остатка средств на счете.
Третий принцип — принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и
закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.
Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка
(независимо от форм собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на
повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится
роль посредника в платежах.
В Положении о безналичных расчетах, принятом 9 июля 1992 г., видна тенденция к превращению
плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов
инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным
отношениям в экономике страны.
Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в
Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. Однако, в последнее
время стали добавлять еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и
обеспеченность платежа.
Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков,
предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ,
коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или
в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д. Экономический смысл установления
этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их
на свой счет вообще когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный
срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и
другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут
более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в
заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.
Срочный платеж может совершаться:
· до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг
(авансовый платеж);
· немедленно после завершения торговой операции, например, платежным поручением
плательщика;
· через определенный срок после завершения торговой операции — на условиях
коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным
оформлением векселя.
На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж — это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.
Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный
срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т. е. продление первоначально
установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.
Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения
банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.
Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так
как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика
или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств
перед получателем денежных средств.
В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную
обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его
гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств
долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации,
которая гарантирует своевременное погашение обязательства).
Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде
внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).
Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и
кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей, предоставление информации по
платежеспособности, кредитоспособности плательщиков. Принцип обеспеченности платежей создает
гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно,
платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит
к нарушению других. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных
счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих
документов.
Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет — расчетный
или текущий.
Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности,
работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец
расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс,
выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет,
самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец
расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся
коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Долгое время текущие счета
открывались также филиалам и структурным подразделениям предприятий, не имевшим статус
юридического лица. В соответствии с письмом Центрального Банка России № 320 от 21 августа 1990
г. коммерческим банкам разрешено при наличии ходатайства головной организации открывать
филиалам и представительствам, структурным подразделениям предприятий вместо текущего счета
расчетный. Традиционно такие счета открываются общественными организациям, учреждениям и
организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.
Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с
владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на
счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень
операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы,
имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной
и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не
противоречили законодательству.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие
документы:
· заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
· документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный
соответствующим органом исполнительной власти);
· копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
· копия устава (нотариально удостоверенная);
· документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания
учредителей или контракт);
· документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на
работу или контракт);
· две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его
печати (нотариально заверенные);
· справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;
· справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде; регистрационная карточка
статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру
банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет
(на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в
банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом
обслуживании.
В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности:
· по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с
действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и
расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и
телеграфных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.);
· по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата
их по первому требованию клиента;
· по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента;
· по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента.
Клиент соответственно обязуется:
· соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок
осуществления расчетных и кассовых операций;
· хранить все свои денежные средства только на счете в банке;
· представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность,
отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы,
необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания;
· предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении
организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих
нотариально удостоверенных учредительных документов).
В отдельных случаях клиентов банка могут обязать стать его акционерами или пайщиками и
предложить им разместить свои свободные денежные средства на депозитных счетах.
Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной
основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов
за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за
операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от
количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в
определенном проценте от суммы, выдаваемой наличности). Некоторые банки в этот раздел
включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за стабильный минимальный или средний
остаток средств на расчетном счете клиента.
1.2. Организация межбанковских расчетов
Осуществление безналичных расчетов в хозяйстве между поставщиками и потребителями
продукции порождает взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчеты возникают тогда,
когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном
кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты в настоящее время
осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.
До 1991 г. расчеты между банками осуществлялись через систему межфилиальных оборотов
(МФО). Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм
взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но
такая система расчетов могла быть дифференцированной лишь в условиях централизованной
системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка
(Госбанк СССР, Стройбанк СССР и т. д.).
С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества
самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого
ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с
банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая
четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на
корреспондентские отношения между банками.
Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских
счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков
друг с другом, и централизованный, при котором расчеты между банками проводятся через их
корреспондентские счета, открываемые в ЦБР.
В России межбанковские расчеты ориентируются на второй (централизованный) вариант.
Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей органы
ЦБР — расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих
банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские
счета типа субсчетов. Переход на расчеты между коммерческими банками через РКЦ позволил
обособить ресурсы каждого банка на его корреспондентском счете и на этой основе ограничить
активные операции каждого банка размером реально имеющихся у него ресурсов. Для открытия
корреспондентских счетов коммерческие банки представляют:
· заявление на открытие счета;
· копию зарегистрированного устава;
· образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка.