Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Введение
В последнее время в организации и методологии бухгалтерского учета на предприятиях
Российской Федерации произошли большие изменения, связанные с переходом нашей страны к
рыночным отношениям.
В области бухгалтерского учета расширились возможности хозяйствующих субъектов. Исходя из
действующих правил и особенностей хозяйствования, предприятия стали разрабатывать свою
учетную политику, самостоятельно определяя методики, формы, технику ведения и организации
бухгалтерского учета.
Существенно изменился состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и адреса
представления стали в значительной мере соответствовать международной практике, а сама
отчетность стала доступной для любых сторонних пользователей.
Социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование,
особо важное значение приобретают в условиях финансового кризиса. Статья 39 Конституции РФ
определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального
обеспечения и страхование.
Государственные внебюджетные фонды (фонды социального страхования, пенсионный,
обязательного медицинского страхования, и др.) занимают важное место в социальной защите и
поддержке населения. Эти фонды функционируют автономно от государственного бюджета,
образуются за счет специальных целевых отчислений, имеют определенную самостоятельность и
используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.
Одно из важных мест во всей системе учета организации, по праву занимает учет расчетов по
социальному страхованию и обеспечению, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ,
услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации,
так как он напрямую связан с интересами каждого.
1. Учётная политика организации
1.1. Учётная политика организации для бухгалтерского учёта
Учетная политика организации — это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского
учета, основанных на общепринятых принципах и особенностей предприятия. Учетная политика
отражает технологию ведения бухгалтерского учета и дает ответ на вопрос: “Как вести бухгалтерский
учет?”
В Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ “Учетная политика организации” 1/98) разъясняется,
что относится к способам ведения бухгалтерского учета следующие методы, приемы и способы:
· Методы группировки и оценки:
§ факторы хозяйственной деятельности;
§ погашения стоимости активов.
· Приемы организации:
§ документооборот;
§ инвентаризация.
· Способы применения:
§ счетов бухгалтерского учета;
§ системы учетных регистров.
· Обработка данных.
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей.
Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности организации.
Составляется учетная политика в начале года и действует в течение всего года. Только в случае
острой необходимости и только с разрешением Минфина организация может поменять учетную
политику.
Помимо учетной политики на организации разрабатывается налоговая политика. Наличие
налоговой политики не определено нормативными документами, но она нужна практически каждой
организации.
Для чего нужна учетная политика?
Бухгалтерский учет — это не только учет конкретных финансовых и материальных показателей
деятельности предприятия, а учет, регламентированный законами, положениями и инструкциями.
С точки зрения системы, бухгалтерский учет отличается от любых технических систем наличием
обширной законодательной базы.
Каждое предприятие обладает свободой формирования и организации учетной политики. На
разных организациях учетная политика обязательно будет отличаться. Учетная политика дает
возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов,
формы бухгалтерского учета и др.
Но недопустимо, чтобы в разные моменты времени, некоторые факторы учитывались и
понимались по-разному в организации и налоговыми органами.
Например, недопустима ситуация, когда организация в одном месяце ведет учет с применением
одних счетов, а в следующем — других. В зависимости от принятия в учетной политике организации
того или иного способа оценки средств, начисления износа и т. д. по-разному формируется
себестоимость, отражаются операции.
Итак, учетная политика — необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на
конкретной организации.
Кто выбирает и обосновывает учетную политику?
Форма собственности и вид деятельности организации существенно влияет на положения учетной
политики. Учетная политика на каждой самостоятельной организации должна быть разработана
независимо от формы собственности. Выбирается и обосновывается, учетная политика,
экономическими, юридическими и бухгалтерскими службами организации. Утверждается
руководителем. Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-
распорядительным документом организации и утверждена приказом или распоряжением по
организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной
политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего
организационно-распорядительного документа (приказа на учетную политику). Они применяются всеми
структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо
от места их расположения.
Все способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке,
входящей в состав годового отчета.
Бухгалтерская отчетность, представляемая в течение отчетного года, может не содержать
информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления
предыдущей годовой бухгалтерской отчетности.
Основные допущения при разработке учетной политики.
Положением по учетной политике установлены следующие допущения — имущественной
обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной
политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности:
1. Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства
организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника. Для нашей
страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно
важным, так как во многих организациях их имущество находится в личном пользовании
учредителей, участников или работников.
2. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать
свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или
существенного сокращения деятельности. Это не означает, что предприятие не может быть
создано на конкретный срок. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ
предприятие может быть создано на конкретный срок или для достижения какой-либо цели.
3. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная
организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к
другому.
4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они
отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены,
независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с
этими фактами. Например, начисленная заработная плата относится на издержки производства
или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени
выплаты начисленной суммы работникам.
Учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:
1. Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и
пассива, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).
2. Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов
хозяйственной деятельности.
3. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономического
ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины
организации.
4. Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете
факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы,
но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе
факт выдачи руководителем организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако
если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния
организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия
денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
5. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных
аналитического учета оборотом и остатком по синтетическим счета на 1-е число каждого месяца,
а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Основные нормативные документы:
1. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/98. Утверждено
приказом Минфина РФ от 09 декабря 1998 года № 60н.
2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное
строительство” ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 года № 167.
3. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99).
4. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98.
Утверждено приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 года № 25н.
5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97. Утверждено приказом
Минфина РФ № 65н от 03 сентября 1997 года.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.
1.2. Учётная политика организации для налогового учёта
Переход России к новым, рыночным условиям потребовал новой налоговой политики, нового
налогового законодательства и коренной перестройки налоговой системы. Правительством
Российской Федерации разработаны и осуществляются меры по стабилизации социально-
экономического положения и выходу из кризиса. В их реализации значительная нагрузка ложится на
Госналогслужбу России и органы, с которыми в ходе работы приходится взаимодействовать (органы
федерального казначейства, финансовые органы, налоговая полиция, различные регистрирующие и
лицензионные органы, таможенные комитеты и другие).
Правильная организация налогового учета способствует увеличения поступления в бюджет
налогов, сборов и других обязательных платежей. Позволяет вести строгий учет налогоплательщиков,
учитывать платежи, поступающие от юридических и физических лиц в карточках лицевых счетов.
Осуществлять контроль за обоснованностью возвратов (зачетов) средств из бюджета,
контролировать лицевые счета по налогам физических и юридических лиц, своевременно засчитывать
переплату по налогу в счет погашения задолженности по уплате пеней и штрафных санкций по этому же
налогу, а также производить своевременно зачет переплаты по одному налогу в счет погашения
задолженности по другим платежам данного налогоплательщика.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты
налоговых платежей, в установленный срок, налоговые органы занимающиеся учетом поступлений
осуществляют бесспорное взыскание недоимки в бюджет.
Хорошо организованный налоговый учет позволяет более объективно рассматривать отсрочки и
рассрочки по уплате налогов налогоплательщиками, способствует разрешению споров по вопросам
налогообложения в судебном порядке в пользу налоговых органов, позволяет выявлять и исправлять
ошибки, допущенные при ведении учета налоговых поступлений, путем сверки расчетов и платежей с
бюджетом с налогоплательщиками по всем налогам.
Отчетность о поступлении налоговых платежей в бюджет позволяет получать более полную,
точную и достоверную информацию о собираемости налогов, сборов, пеней за неуплату платежей и
штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Согласно данным учета и отчетности,
можно рассматривает вопросы действенности взимания некоторых налогов, анализировать
целесообразность применения тех или иных установленных ставок по налогам.
Ведение налогового учета — вопрос, которому многие руководящие и бухгалтерские работники
уделяют иногда недостаточно внимания. Тем не менее, его осуществление является обязательным
для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей
налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.
Ведение налогового учета на предприятии включает в себя:
1. Систематизацию первичных учетных документов.
2. Формирование учетной политики организации.
3. Составление аналитических регистров налогового учета.
4. Расчет налоговой базы по налогам, предусмотренным законодательством (НДС, налог на
прибыль, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог, налог на имущество и
другие).
5. Составление налоговых деклараций (по налогу на прибыль, НДС, по налогу на имущество, по
налогу в дорожный фонд, по единому социальному налогу).
6. Представление отчетности в ИМНС.
7. Защита интересов клиента в ИМНС.
Все работы проводятся в полном соответствии с действующим законодательством.
В учетной политике для целей налогообложения (далее - учетная политика) устанавливается
порядок ведения налогового учета отдельных хозяйственных операций и объектов.
Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и изменения
применяемых методов налогового учета и подлежат применению с начала нового налогового периода.
Учетная политика должна быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, поэтому учетная
политика для целей налога на прибыль на 2003 г. должна быть утверждена не позднее 31 декабря
2002 г.
В организационно-техническом плане в учетной политике целесообразно предусмотреть
следующее:
· какое подразделение организует и ведет налоговый учет;
· график документооборота при ведении налогового учета.
2. Система государственных внебюджетных фондов РФ
С целью создания специальных фондов производятся соответствующие отчисления на
социальные нужды, которые включаются в издержки производства или обращения. Так, пособия по
временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение обеспечиваются отчислениями в фонд
социального страхования. Для обеспечения пенсии производятся отчисления в Пенсионный Фонд. Для
обеспечения гражданам равных возможностей в получении медицинской помощи — в фонд
обязательного медицинского страхования. Для обеспечения временно неработающих — в фонд
занятости.
Большинство юридических лиц является плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд
РФ (ПФР), Фонд социального страхования, РФ (ФСС РФ), фонды обязательного медицинского
страхования (фонды ОМС) и Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ). Не входят в
состав плательщиков при определенных условиях только общественные организации инвалидов и
юридические лица, собственниками имущества которых выступают общественные организации
инвалидов.
Организации, которые должны уплачивать страховые взносы, регистрируются как страхователь
во всех фондах в течение 30 дней с момента регистрации организации в Регистрационной палате. При
нарушении этого срока они облагаются штрафом в размере 10 % причитающихся к уплате страховых
взносов.
Для регистрации должны быть представлены нотариально заверенные копии свидетельства о
государственной регистрации, письма статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и др.
классификационных признаков, устава организации, учредительного договора. Фонд выдает
страхователю извещение о факте регистрации, которое необходимо хранить как документ строгой
отчетности.
В дальнейшем страхователь обязан письменно уведомлять исполнительные органы фондов о
происшедших изменениях (в случае реорганизации и т. д.).
Методические рекомендации по проведению налоговыми органами документальных проверок
полноты и правильности исчисления страховых взносов даны в письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-
07/851 "О Методических рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по
полноте и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" и в
письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630.
С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1999 год" (далее Закон), вносящий кардинальные
изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные фонды и
содержащий ряд других принципиально новых норм.
Отчисления в социальные фонды производятся на основании следующих нормативных
документов:
· отчисления взносов в Пенсионный фонд — на основании перечня выплат, на которые не
начисляются взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации (утвержденный постановлением
Правительства РФ от 7.05.1997 г. № 546). Разъяснения по применению Перечня —
постановление Правления ПФР от 15.09.1997 г. № 73;
· взносы в фонды обязательного медицинского страхования — в соответствии с Инструкцией о
порядке взимания взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование;
· взносы в фонд социального страхования — на основании Перечня выплат заработной платы и
других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при
определении среднемесячного заработка для начисления пенсий и пособий по государственному
социальному страхованию;
· взносы в Государственный фонд занятости: в соответствии с Перечнем выплат, на которые
не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости Российской Федерации,
действующий с 1 ноября 1999 года. Данный Перечень введен в действие постановлением
Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1193, принятым во исполнение статьи 11
Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 90-ФЗ “О бюджете Государственного фонда занятости
РФ”.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" установлены следующие тарифы
страховых взносов в фонды социального назначения.
Размеры выплат в пенсионный фонд Российской Федерации:
· для работодателей-организаций — в размере 28 %; для работодателей-организаций, занятых
в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6 % выплат в денежной и (или)
натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от
источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по
авторским договорам;
· для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без
гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных
детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных
малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,
крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6 % дохода от предпринимательской либо
иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
· для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
— 20,6 % дохода, определяемых исходя из стоимости патента. Для большинства
предпринимателей, использующих наемный труд, тариф платежей с наемных работников
установлен в размере 28 % выплат в денежной и натуральной форме, начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источника финансирования.
Однако для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования, а также для крестьянских (фермерских) хозяйств,
использующих наемный труд, действует тариф платежей с хозяйств в части наемных лиц в размере 20,
6 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования.
Кроме того, для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также
получающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, производится
удержание в Фонд в размере 1 % выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем
основаниям независимо от источников финансирования, в фонд социального страхования Российской
Федерации для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц), осуществляющих
прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 % выплат в денежной и (или) натуральной
форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников
финансирования.
6 января 2000 года вступили в силу два новых закона (от 2 января 2000 г. № 10-ФЗ и принятый
еще 24 июля 1998 года № 125-ФЗ), касающихся обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Теперь предприятия наряду с
прежними страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ обязаны уплачивать
дополнительные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Страховые взносы исчисляются по ставкам, установленным
Федеральным законом № 10-ФЗ, в соответствии с классом профессионального риска предприятия,
который присваивается ему согласно Классификатору отраслей экономики по классам
профессионального риска. Этот классификатор был утвержден постановлением Правительства РФ от
31 августа 1999 г. № 975 и предусматривает 14 классов.
В государственный фонд занятости населения Российской Федерации — для работодателей-
организаций в размере 1,5 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения
по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг.
В фонды обязательного медицинского страхования — для работодателей-организаций, а также
граждан (физических лиц) — предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому
договору или выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера,
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам —
в размере 3,6 %, из них 0,2 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Большинство тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды являются
унифицированными для всех отраслей народного хозяйства. Исключение составляют тарифы в
Пенсионный фонд, которые для предприятий, занятых производством сельскохозяйственной
продукции, являются льготными — 20,6 %. Однако опыт показал, что такой порядок (без учета
удельного веса сельскохозяйственной продукции в общем, объеме) оказался нерациональным. В
связи с этим постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) от
09.04.99 № 37 внесены изменения и дополнения к порядку применения установленного льготного
тарифа для колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции.
Начиная с 01.01.99 при регистрации в ПФР вновь созданным организациям, занятым в
производстве сельскохозяйственной продукции и другими видами деятельности, тариф страховых
взносов устанавливается на общих основаниях в размере 28 % сроком на один календарный год.
При этом следует иметь в виду, что теперь в организациях, претендующих на установление
тарифа в размере 20,6 %, ежегодно производится Пенсионным фондом документальная проверка.
При подтверждении соответствующей доли сельскохозяйственной продукции в общем, объеме
произведенной ими продукции за истекший год на следующий год им устанавливается тариф в размере
20,6 %.
Если работодатель-организация по итогам отчетного календарного года не подтверждает
наличие необходимой доли дохода от производства сельскохозяйственной продукции, то на следующий
год устанавливается тариф в размере 28 % и производится доначисление страховых взносов и сумм
пени за предыдущий год.
Следует иметь в виду, что организации, занятые в производстве сельскохозяйственной
продукции и перешедшие на оплату труда по трудодням с окончательным определением стоимости
одного трудодня в конце года, уплачивают страховые платежи в ПФР ежемесячно в установленные
сроки и по установленным тарифам исходя из аванса (в денежном или натуральном выражении),
начисленного на трудодни. При этом выплаты, начисленные и полученные работниками в натуральной
форме, учитываются по рыночным ценам (на дату начисления), действующим на данный продукт
(товар, услугу) в конкретной местности. В конце года с учетом окончательного начисления на трудодни
делается дополнительный расчет платежей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.98 № 1146 для
сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного
комплекса была разрешена реструктуризация задолженности государственным внебюджетным
фондам Российской Федерации. На основе соглашений, заключаемых с государственными
внебюджетными фондами, оформляется рассрочка на пять лет погашения задолженности по
платежам.
Организации, с которыми государственные внебюджетные фонды заключили соглашения о
реструктуризации задолженности, погашают задолженность внебюджетным фондам ежемесячно
равными долями, начиная с 1 января 2000 г.
С рассроченных сумм задолженности взимаются проценты по обслуживанию сумм долга в
размере 5 % годовых. Начисленные проценты подлежат уплате одновременно с погашением
соответствующей части задолженности по страховым взносам. Реструктуризация задолженности
производится сельскохозяйственным товаропроизводителям, в общей выручке которых не менее 70
% составляет реализация продукции сельского хозяйства.
От уплаты указанных страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов
и пенсионеров, находящиеся в их собственности организации, объединения и учреждения, созданные
для осуществления уставных целей общественных организаций, а также организации, уставный
капитал которых полностью состоит из взносов инвалидов, и их количество в общей численности
персонала — более 50 %, в том числе предприятия, учреждения и организации, имеющие указанные
льготы и подлежащие преобразованию до 1 июля 1999 г. в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Если численность работающих инвалидов составляет менее 50 процентов от общей численности
работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
применяется в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от
источников финансирования.
3. Фонд социального страхования
3.1. Общие положения
1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд) управляет
средствами государственного социального страхования РФ. Фонд осуществляет свою
деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами РФ, указами
Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также настоящим
Положением.
2. Фонд является специализированным финансово- кредитным учреждением при Правительстве
РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а
также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными
учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в
состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет
Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных
и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения
правления Фонда утверждаются председателем Фонда (п. 2 в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.02. 1996 №166).
3. В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
· региональные отделения, управляющие средствами государственного социального
страхования на территории субъектов РФ;
· центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного
социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
· филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми
отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создаётся центральный аппарат Фонда, а в региональных
и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях —
координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются юридическими лицами,
имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Местонахождение Фонда — город Москва.
3.2. Задачи Фонда
Основными задачами Фонда являются:
1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении
ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 №
1471).
2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального страхования.
3. Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
4. Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством
финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное
социальное страхование (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 № 1471).
5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы
государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и
населения по вопросам социального страхования.
6. Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными
организациями по вопросам социального страхования.
3.3. Средства Фонда
Средства Фонда образуются за счёт:
1. Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и
иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности).
2. Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и
обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством.
3. Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и
имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд.
4. Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные
государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в
банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на
соответствующий период.
5. Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не
запрещённых законодательством.
6. Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлении
льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или
радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их
последствий, а также в других установленных законом случаях.
7. Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт
страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной
нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных
законодательством; уплаченных в установленных порядке сумм за путёвки, приобретённые
страхователем за счёт средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения
регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении
ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на
другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством
(частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей
для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное
(диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию
детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок
формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или
безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета
средств государственного социального страхования (далее именуется — инструкция),
утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством
финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и
с участием Центрального банка Российской Федерации;
· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти,
обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая
подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных
законодательством;
· проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и
охраны труда;
· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая
разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно
участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
· участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам
социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в
настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета
застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20
процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается
Правительством Российской Федерации.
Распорядителями средств Фонда является председатель и главный бухгалтер Фонда, а в
региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер
отделения Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в
санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию
на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм
собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность
начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация
страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
3.4. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Фонд
Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным
федеральным законом. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования для
работодателей-организаций и граждан, использующих труд наёмных работников в личном хозяйстве,
установлен в размере 5,4 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.-
Федеральный закон от 21.12.1995 №207-Ф3.
Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных
отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется
инструкцией.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном
выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на
которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Начисление, уплата, расходование и учёт средств государственного социального страхования
осуществляется в соответствии с инструкцией.
Работодатели и банки обязаны предоставлять работникам Фонда необходимые документы и
сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.
Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за
правильность начисления, своевременность уплаты и начисления страховых взносов (платежей) в
соответствии с законодательством.
При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в
Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с порядком уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3.5. Управление Фондом
Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Председатель Фонда имеет четырех заместителей, в том числе одного первого.
Председатель Фонда:
· руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на него задач;
· распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями
структурных подразделений центрального аппарата Фонда;
· вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а
также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых
органов Фонда;
· утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного
социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения
по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами
Фонда;
· разрабатывает совместно с Министерством труда Российской Федерации, другими
заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами
предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению
государственных гарантий по социальному страхованию;
· утверждает совместно с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности
инструкцию о порядке выдачи застрахованным листков нетрудоспособности;
· с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или
ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;
· открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;
· с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата Фонда, региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов
(включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;
· руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по
исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за
использованием средств государственного социального страхования;
· определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;
· рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой
работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых
отделений Фонда;
· принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств
Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;
· издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы,
обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;
· рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет
между органами Фонда;
· представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени
Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает
договоры;
· осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников
центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности
управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений
Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и
общероссийских отраслевых профессиональных союзов;
· делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;
· определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;
· осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской
Федерации и инструкцией.
Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном
порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат
обязательному исполнению страхователями.
Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере
необходимости.
Состав правления Фонда численностью 29 человек формируется из лиц, входящих в него по
должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного
подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (два
представителя от Министерства труда и социального развития Российской Федерации и по одному
представителю от Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения
Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального
банка Российской Федерации, центрального комитета профсоюза работников агропромышленного
комплекса Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (7 представителей от
общероссийских объединений профсоюзов, 1 — от организаций, деятельность которых связана с
защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных,
центральных отраслевых отделений фондов 1 — от общероссийских общественных объединений
инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в год.
Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений
соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:
· о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;
· о формировании и использовании резервных средств;
· проекты размера тарифа страховых взносов;
· проект бюджета Фонда и его исполнение;
· об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;
· отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений
Фонда;
· о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;
· проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по
вопросам государственного социального страхования.
3.6. Порядок использования средств Фонда
Средства, аккумулированные внебюджетными социальными фондами, как правило,
используются ими непосредственно для выплаты пенсий, расходов по медицинскому страхованию, по
обеспечению занятости населения. Исключение составляет Фонд социального страхования,
значительная часть средств которого используется непосредственно на месте предприятиями-
плательщиками взносов), произведенные расходы засчитываются при уплате взносов или
возмещаются в последующем).
Порядок использования средств Фонда социального страхования регламентируется следующими
нормативными документами:
1. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.10.93 №
1094 “Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации”.
2. Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101.
3. Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств
государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального
страхования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития
Российской Федерации, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ с
участием Центрального банка РФ от 12.10.96 № 162/2/87/07-1-07.
4. Инструкцией о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-
курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования,
утвержденной постановлением Фонда социального страхования от 6.08.97 № 64.
5. Письмом Фонда социального страхования РФ от 22.10.97 № 054/844-97 о выплатах за счет
фонда и разъяснением департамента правового обеспечения социального страхования ФСС РФ
“О направлениях расходования средств Фонда социального страхования РФ”.
6. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 №1471 “О некоторых мерах по упорядочению
выплат за счет средств Фонда социального страхования РФ”, которое утвердило изменения и
дополнения, которые вносятся в Положение о Фонде социального страхования РФ.