Расчеты с внебюджетными фондами
Введение
Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную,
экологическую, демографическую и другие). При этом в качестве средства взаимодействия объекта и
субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования
финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных
фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных
и других функций государства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта
(ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие
определенный доход;
· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Принципы налогообложения:
· всеобщность;
· справедливость;
· определенность;
· удобность;
· сроки платежа;
· способность к взиманию и удобства для плательщика;
· обеспечение достаточности и подвижности налогов.
Эти принципы учитывались при формировании новой налоговой политики России. В конце 1991
года был принят закон “Об основах налоговой системы России”. Налоговая система России
представляет собой совокупность налогов (пошлин, сборов) и других платежей, взимаемых в
установленном порядке с плательщиков.
Доходная часть государственных внебюджетных фондов формируется за счет целевых
отчислений. Источник отчислений — ВВП, тарифы, страховые взносы, зависящие от оплаты труда и
включаемых в себестоимость:
· в пенсионный фонд — 28 % и 20,6 % для АПК;
· в фонд социального страхования — 5,4 %;
· в фонд медицинского страхования — 3,6 %;
· в фонд занятости — 1,5 %.
Пенсионный фонд Российской Федерации. Нормативные документы
Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его
деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, в соответствии с пунктом 3 которого
ПФР обеспечивает контроль (с участием налоговых органов) за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов.
Постановлением ВС РФ от 11.02.93 № 4460-1 предусмотрено, что вновь созданные
предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов
в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные и иные счета при
предъявлении предприятиями, учреждениями и организациями документа, подтверждающего
регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов. За нарушение порядка регистрации к
плательщикам взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 %, причитающихся к
уплате сумм страховых взносов.
Постановлением ВС РФ от 10. 07.92 № 3256-1 предусмотрено, что платежи в государственные
внебюджетные фонды, включая ПФР, производятся в первоочередном порядке, независимо от
поступления в банк расчетных документов или наступления или наступления сроков платежей. Тот же
порядок осуществления платежей в Пенсионный Фонд РФ сохранен Указом Президента РФ от 23.05.94
№ 1005, но с учетом календарного поступления документа в банк.
Страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не являются налоговыми платежам, поэтому размер
взносов, плательщики, порядок оплаты, льготы и штрафные санкции устанавливаются специальным
(неналоговым) законодательством. Поэтому, в частности, к взносам в Пенсионный Фонд РФ не могут
применяться нормы закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и иных законодательных актов о
налогах.
Размер взносов
Страховой тариф взносов в Пенсионный Фонд РФ, круг плательщиков, а также льготы отдельным
категориям плательщиков установлены на 01.01.95 Федеральным законом РФ от 10.01.95 № 3-Ф3.
В соответствии с ним страховой тариф взносов в Пенсионный Фонд РФ установлен в следующих
размерах:
· для работодателей — предприятий, учреждений и организаций (включая иностранные
юридические лица) — в размере 28 % по отношению к начисленной оплате труда по всем
основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения;
· для работодателей колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, в размере 20,6 % по отношению к начисленной оплате труда по
всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения;
· для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимателей, осуществляющих свою
деятельность без образования юридического лица), адвокатов, частных детективов и частных
охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, в размере 5 % их дохода;
· для работодателей — предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих за работу
авторский гонорар, — в размере 26 % от суммы гонорара;
· для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, — в размере 28 %
по отношению к начисленной работникам оплате труда по всем основаниям;
· для работающих граждан — в размере 1 % заработка.
В соответствии с письмом Пенсионного Фонда РФ от 12.10.93 № ЛЧ-12/4031- ИН страховые
взносы не начисляются на вознаграждения за работу по договорам подряда и поручения,
заключенным между физическими лицами, в том числе с предпринимателями, осуществляющими
деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с п. 2 Положения о составе затрат отчисления в Пенсионный Фонд РФ от
расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг) включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг). Отчисления в Пенсионный Фонд РФ на оплату труда
работников, занятых в непроизводственной сфере, в себестоимость продукции не включаются и
относятся на соответствующие источники финансирования.
Льготы
От уплаты страховых взносов, указанных выше, освобождены общественные организации
инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия,
объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Общественной организацией инвалидов (пенсионеров) является добровольное объединение
граждан-инвалидов (пенсионеров), не преследующее цели получения прибыли, созданное по
инициативе не менее 10 граждан или другого общественного объединения, и зарегистрированное
органами Минюста РФ. Доходы от коммерческой деятельности общественного объединения не могут
перераспределяться между участниками объединения и используются только для выполнения
уставных задач.
Граждане (в том числе работающие пенсионеры), работающие в общественных организациях
инвалидов и пенсионеров, а также на принадлежащих этим организациям предприятиях, от уплаты
страхового взноса в размере 1 % не освобождаются. Предприятия, использующие труд инвалидов и
пенсионеров и не входящих в систему общественных организаций инвалидов и пенсионеров, льгот по
взносам в Пенсионный Фонд РФ не имеют.
При проведении избирательных кампаний в Федеральное Собрание РФ, представительские и
исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления
страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не начисляются на:
· средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов
государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ и органы местного самоуправления, полученные и израсходованные на
проведение избирательных кампаний;
· доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий,
осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях на постоянной основе;
· доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из
избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных
объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с
проведением избирательных кампаний.
Страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не начисляются на фонд оплаты труда иностранных
физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ
(проектов) жилищного строительства, создания строительства и содержания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их
семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи,
предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств,
иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и
межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению
Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
Порядок начисления
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Пенсионный Фонд РФ, страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или
натуральном выражении, по всем основаниям), из которых исчисляется пенсия, в том числе на
вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Статьей 100 Закона “О государственных пенсиях в РСФСР” установлено, что в составе
заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждений за работу (службу)
, включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме
всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск,
выходное пособие при увольнении и др.).
Следует учитывать, что страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ начисляются только на те
виды премий, которые предусмотрены действующими системами оплаты труда на данном
предприятии, в учреждении и организации независимо от периодичности их выплаты.
Предусмотренными системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые
установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положений
о премировании, принимаемых предприятиями в рамках коллективных договоров.
По сложившейся практике страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ должны начисляться на
выплаты, производимые предприятиями гражданам-предпринимателям за выполненные ими работы
по договорам подряда и поручения, независимо от того, что сам гражданин-предприниматель уплатил
страховой взнос в размере 5 % от своих доходов.
Сроки уплаты
Сроки уплаты страховых взносов определены в п. 4 Порядка уплаты страховых взносов:
· работодатели уплачивают страховые взносы один раз в год — в срок, установленный для
получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и
удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Конкретный
срок указывается в заявлении страхователя при регистрации и выдаваемом ему извещении
уполномоченным Пенсионным Фондом РФ по городу, району. Работодатели представляют в банк
платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным
поручением на выплату заработной платы. Уплата страховых взносов должна быть произведена
не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.
Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на
оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,
уплачивают страховые взносы до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который
начислены страховые взносы;
· предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица,
уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой
категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц, т.
е. по одной трети годовой суммы взносов к 15 июля, 15 августа и 15 ноября;
· крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые
взносы в порядке, определенном Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от
11.10.93 № 1020 с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля
последующего года;
· граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают страховые
взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка.
По истечении установленных сроков невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в
бесспорном порядке с начислением пени независимо от причины, по которой плательщик не имел
возможности своевременно ее перечислить.
Финансовые санкции
Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд РФ
предусматривает применение к работодателем и иным плательщикам страховых взносов финансовых
санкций в виде взыскания:
· всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ
суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в
двойном размере. В соответствии с п. 96 Инструкции под сокрытой или заниженной суммой
оплаты труда понимается выявленная в ходе проверки сумма оплаты труда, не учтенная при
начислении взносов, на которые они должны быть начислены. Если плательщик самостоятельно
выявил не учтенную ранее сумму оплату труда, начислил страховые взносы и к моменту проверки
произвел исправительные проводки, то данная штрафная санкция не применяется;
· 10 %, причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за их отказ от
регистрации в качестве плательщика страховых взносов. Под отказом от регистрации
понимается непредставление заявления о регистрации и необходимых документов в
установленные сроки (30 дней с момента государственной регистрации в Пенсионный Фонд РФ,
но не производившим оплату труда за этот период);
· 10 %, причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в Пенсионный
Фонд РФ за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.
С суммы недоимки (невнесенных в срок взносов и выявленной при проверке задолженности) на
плательщиков начисляется пеня за каждый день просрочки в следующих размерах:
· по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы работников, — 1 %;
· по страховым взносам граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также
граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, — 0,5 %.
Фонд социального страхования Российской Федерации. Общие положения
Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с
постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании управления и
порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР”. В настоящее
время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-
кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов
и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.
В настоящее время Фонд социального страхования РФ осуществляет свою деятельность на
основании Положения о фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Состоит из:
· региональных отделений;
· центральных отраслевых отделений;
· филиалов отделений.
Работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных или
центральных отраслевых отделениях (филиалов) Фонд социального страхования РФ не позднее 10
дней с момента организации предприятия или начала деятельности лица. За нарушение этого
положения к работодателям применяются штрафные санкции — в размере 10 %, причитающихся к
уплате сумм страховых взносов.
Платежи в Фонд социального страхования РФ производятся в первоочередном порядке
независимо от поступления в банк расчетных документов или наступления сроков платежей.
Размер взносов
Страховой тариф взносов в Фонд социального страхования РФ был установлен для предприятий,
организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов в размере 5,4 % по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям.
Плательщики взносов
В соответствии со ст. 237 КЗоТ РФ взносы на государственное социальное страхование
уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами,
использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего
заработка.
Размер взносов в Фонд социального страхования РФ установлен законом только по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям. В соответствии со статьями 77-100 КЗоТ РФ под
оплатой труда по всем основаниям понимаются выплаты в денежной и натуральной форме
трудящимся за выполнение работы в порядке трудовых отношений, т. е. отношений, регулируемых
трудовым законодательством, в частности ст. 15 КЗоТ РФ, подразумевающей наличие трудового
договора (контракта) между трудящимся и работодателем.
Плательщиками взносов в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Постановлением
Правительства от 06.10.94 № 1139 являются также крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые
(семейные) общины малочисленных народов Севера.
Льготы
Начиная с 1993 г., от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ
освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих
организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных
целей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 27.10.94 № 29-ФЗ “О внесении изменений и
дополнений в отдельные законы РФ о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные
внебюджетные фонды", с 1 января 1994 г. при проведении избирательных кампаний в Федеральное
Собрание РФ, представительские и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и
органы местного самоуправления страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не
начисляются на:
· средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов
государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на
проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
· доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий,
осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
· доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из
избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных
объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с
проведением избирательных кампаний.
Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не начисляются на фонд оплаты труда
иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических
программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их
семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи,
предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств,
иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и
межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению
Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется
Правительством РФ.
От уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ по денежному довольствию
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных
органов налоговой полиции освобождены:
· Министерство обороны РФ;
· Министерство внутренних дел РФ;
· Федеральная служба контрразведки РФ;
· Федеральная пограничная служба — Главное командование пограничных войск РФ;
· Федеральное агентство правительской связи и информации;
· Служба внешней разведки РФ;
· Главное управление охраны РФ;
· Служба безопасности Президента РФ;
· другие воинские формирования РФ;
· Департамент налоговой полиции РФ.
Порядок начисления
В соответствии с п. 15 Положения страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в
денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и
других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Не начисляются страховые взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера
(подряда, поручения, авторский и др.), а также на любые выплаты вне рамок трудовых отношений
между работодателем и гражданином.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленных народов
Севера на основании Постановления Правительства РФ от 06.10.94 № 1139 уплачивают страховые
взносы в Фонд социального страхования РФ с сумм доходов, полученных за истекший календарный
год. Доходы определяются как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом
по хозяйству, и документарно подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Учет расчетов со страхователями осуществляется по расчетной ведомости (форма № 4 — Фонд
социального страхования РФ), утвержденной Правлением Фонда социального страхования РФ и
Министерством финансов РФ.