Страхование железнодорожного транспорта
Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных
партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на
дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом
спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки
отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый
контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных
товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.
Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус,
внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др. Возмещаются убытки понесенные в случае
повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных
бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна.
Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают
вследствие факторов не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не
влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно
взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого
потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.
Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя
и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так,
например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее
из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.
Объектом страхования является железнодорожный транспорт (подвижной состав)
эксплуатируемый на территории Украины и других государств, указанных в договоре страхования.
К страховым случаям относятся крушения, аварии, повреждения подвижного состава, приведшие
к неплановому ремонту или исключению из инвентаря вследствие:
· столкновения;
· схода с рельсов;
· пожара;
· падения пилотируемых летающих объектов или их обломков;
· извержения вулкана;
· землетрясения;
· урагана;
· смерча;
· оползня
· селя;
· горного обвала;
· наводнения (паводка);
· просадки грунта;
· удара молнии;
· взрыва;
· обвала тоннелей;
· разрушения мостов;
· нарушения технологии погрузочно-разгрузочных работ;
· противоправных действий третьих лиц;
· утеря подвижного состава.
К страховым не относятся случаи, которые произошли с подвижным составом в результате:
· умышленных действий Страхователя, направленных на возникновение страхового случая,
либо способствовавших его наступлению;
· нарушения правил пожарной безопасности, перевозки ядовитых, огнеопасных и взрывчатых
веществ;
· коротких замыканий электросетей в электрооборудовании на железнодорожном подвижном
составе, не вызвавших распространение пожара, за пределы аппарата, агрегата, механизма;
· повреждения объекта перевозимым грузом;
· действий работников Страхователя в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения;
· использования технически неисправного подвижного состава;
· управления локомотивами, электровозами и тепловозами лицами, не имеющими на это право;
· несвоевременных технических осмотров и плановых видов ремонта;
· военных действий, народных волнений, забастовок, террористического акта;
· воздействия ядерной энергии, химических веществ;
· изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по
распоряжению государственных органов.
Размер страховой выплаты определяется Страховщиком на основании документов,
подтверждающих страховой случай и размер ущерба.
Страховая выплата осуществляется:
· при повреждении подвижного состава — в размере восстановительной стоимости, которая
включает в себя расходы на ремонт и доставку поврежденного подвижного состава к месту
ремонта, но не свыше страховой суммы.
· при уничтожении (исключении из инвентаря) подвижного состава — в размере страховой
суммы за вычетом остаточной стоимости подвижного состава.
Страхование ж/д транспорта является имущественным страхованием и подразделяется на
страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование
гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной
опасности.