GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » История психологии - Развитие эволюционных идей в биологии


История психологии - Развитие эволюционных идей в биологии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

История психологии - Развитие эволюционных идей в биологии
Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире - принцип развития. Немецкий психолог К. Грос так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию, как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микроскоп..." Благодаря Дарвину появились новые области исследования - это 1) зоопсихология, 2)психология народов, 3) психология детства. Установленный Дарвиным факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции дали материалистическое истолкование целесообразности приспособленности организмов в природе.
В работе «Выражение эмоций у человека и животных» Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл.
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в

2

особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии - психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.
Дарвин нередко завышал психические способности животных, считая, что "как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное". Сравнение психики животных и человека вызвало развитие сравнительной психологии, имеющей несколько направлений:
1) Антропоморфизм (Джордж Романес) - животные = человеку, и даже в чём-то его превосходят (имелись в виду взаимопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных)
2) «Закон экономии» (Конвей Ллойд Морган) - не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению и ввел термин «обучение путем проб и ошибок», обозначив им форму научения у животных. В это же время Джон Леббок (1834 - 1913) занимался исследованиями поведения муравьев, ос, пчел. Назовем также Леонарда Гопхоуза.
3) Механистическое направление - животные не только не обладают психикой человеческого рода и уровня, но вообще не имеют никакой психики. Данное направление было опровергнуто американским натуралистом, зоологом Г. Дженнингсом: даже у простейших есть элементарные формы научения. Это свидетельствовало о том, что, по-видимому, психика у животных простирается до самых начальных - простейших их форм.
Эдвард Торндайк продолжил исследовать психологию животных. Он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают.  Торндайк вывел закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон сдвига.
Через несколько лет, в 1901 г., Э. Торндайк опубликовал монографию «Ум обезьян». Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и этим проложили путь для бихевиоризма.
В 1930-ых гг. образовалась этология как самостоятельная наука, изучающая поведение животных в естественных условиях (К. Лоренц, Н. Тинберген, получили Нобелевскую премию).
Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль - детская психология. Появилась теория рекапитуляции. Согласно закону рекапитуляции, в процессе индивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития, которое прошло человечество: дикость, собирательский этап, охота, скотоводчество и др.
Теория двух факторов психического развития: 1) внутренние особенности (инстинкты и т.п.) и 2) влияния среды природной и общественной.
Первобытный анимиз - на всех этапах исторического развития мышление человека всюду одинаково. Влзникло деление человека на душу и тело.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » История психологии - Развитие эволюционных идей в биологии