Теоретическая борьба становления психологии как самостоятельной науки
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки наметились различные подходы к пониманию ее предмета, методов и задач. Титченер в основном разделяет вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Согласно его точке зрения, психология должна изучать структуру - материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе. Изучать сознание в терминах элементов, т. е. в отличие от всех функциональных отношений, от их роли в поведении, только в связи с нервным субстратом: считалось, что физиологические основы объясняют психические процессы. Отсюда троякая цель психологии. Она стремится «анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части; найти, каким образом соединены эти составные части, законы, управляющие их комбинацией; привести эти законы в связь с физиологической организацией». Сознание образует особый внутренний мир. Проникнуть в него можно только с помощью метода аналитической интроспекции. Этот метод является одним из вариантов интроспекции. В отличие от такого его понимания, в соответствии с которым в явлениях сознания открываются содержания вещей, т. е. не психологические факты, аналитическая интроспекция дает материал о собственно психологических фактах; из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», ибо только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Титченер не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. В ряде выступлений, в частности в статьях «Постулаты структурной психологии» (1898), «Схема интроспекции» (1912), Титченер развивает идеи об аналитической интроспекции, защищая этот метод от справедливых нападок в связи с его ненадежностью.
В качестве первичных элементов сознания Титченер выделяет ощущения, образы, чувства.
Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Составляют характерные элементы восприятий. Образы - это следы прежних ощущений, от которых отличаются меньшей отчетливостью. Составляют характерные элементы представлений памяти и воображения. Чувства - любовь и ненависть, радость и печаль; обладают качеством, интенсивностью, длительностью. Это элементы душевных движений. Задача психологии заключается в том, чтобы описать эти элементы с использованием эксперимента, который уточняет данные самонаблюдения, объяснить их главным образом с помощью физиологии, и показать, что, будучи сгруппированы и распределены известным образом, они образуют различные сложные процессы, из которых состоит наше сознание. Внимание, мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, подобного рассмотренным трем. Система Титченера представляет собой концентрированное выражение интроспективной трактовки психики. Психическое ограничивается здесь сферой осознанного и исследуется как замкнутое в себе сознание. Показания самонаблюдения принимаются за то, за что они сами себя выдают, т. е. проводится тезис о непосредственном познании психического, о совпадении явления и сущности в психологии.
Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии как самостоятельной науки, получившую название функционализма, В ней содержатся следующие ключевые идеи.
1. Главное качество сознания - интенциокальность, или особого рода активность, в результате которой оно всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Содержаниями сознания являются ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют.
2. Предмет психологии - не содержания, а акты сознания.
3. Задача психологии как науки - изучение интенциональных актов сознания и описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит.
4. Существуют три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания):
- акты представления - они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию. Это восприятие, воображение, понятие;
- акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;
- акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.
5. Метод исследования интенциональных актов - не эксперимент, а тщательное непредвзятое и непосредственное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов.
При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том. что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуального мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод.
Эренфельс Христиан Фон (1859 – 1932) – австрийский психолог, ученик Ф. Брентано, представитель Австрийской школы. В психологии наиболее известен своей работой «О гештальт-качествах» (1890), в которой ввел в психологическую науку понятие «гештальт-качество» и поставил проблему целостности в психологии. Решал, однако, эту проблему Э. в духе элементаризма: целостность психического образа Э. объяснял автоматическим появлением в сознании еще одного нового (целостного) элемента, связывающего в единое целое исходные элементы этого образа (ощущения).
Настоящее экспериментальное развитие учение Брентано об акте получило в психологии функций Карла Штумпфа. Штумпф различает явления сознания, психические функции, их продукты (например,
Теоретическая борьба становления психологии как самостоятельной науки
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться119 Май 2010 23:06:02
Поделиться219 Май 2010 23:09:52
понятие как продукт понимания). При этом именно функции составляют самое существенное в душевной жизни и задачу исследования. Явления лишь материал для работы душевного организма. В то же время «функции немыслимы без содержания», они отделимы только логически. Именно в зависимости от функции мы замечаем в целостном явлении его части, например, определенный тон в аккорде. Главный признак функции - процесуальность, явления лишены его. Функцию Штумпф определяет как «деятельность самого процесса или переживания». Штумпф производит классификацию функций: восприятие, акт обращения внимания, соединение нескольких явлений в комплекс, образование понятий, понимание и суждение, чувства, желания, воля. Их экспериментальное исследование осуществлялось на материале слуховых восприятий, в частности музыки. На процессуальность как важнейшую особенность психического позже указывали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.
К взглядам Брентано близка психология Теодора Липпса. Он придерживался принципа психофизического параллелизма. Основой психологического эксперимента считал "созерцание" собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии как особого психического акта, при котором субъект, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания. Они не пробуждаются художественным творением, а привносятся в него. При восприятии неодушевленных форм (например, архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни. Этим объясняются геометрические иллюзии (например, вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель чувствует себя как бы вытягивающимся вверх). Данные о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы, как и концепция эмпатии, используются в психологии искусства.
Уильяма Джемса. Одной из важнейших теорий, которые Джемс развивал в своей работе, была теория эмоций; впоследствии она стала известной как теория эмоций Джемса-Ланге. Эта теория утверждает, что переживаемые нами эмоции проистекают из физических ощущений нашего тела. Представьте себе следующую ситуацию. Некий человек поздно ночью идет по темной улице, и вдруг перед ним возникает грабитель с ножом в руке. Человек убегает.
Согласно обычному толкованию, он убежал, потому что испугался. Однако Джемс предлагает иное объяснение этого факта. Он говорит, что наша нервная система отвечает на угрозу определенными импульсами, и мы преобразуем эту ответную реакцию в эмоциональные переживания. Так что Джемс не сказал бы, что человек убежал, потому что испугался; он скорее интерпретировал бы ощущения тела, связанные с актом убегания, как страх.
Другая важная идея, предложенная Джемсом, касается памяти. Он предложил делать различие между двумя видами памяти: вторичной памятью, хранящей большой запас информации о фактах и личных воспоминаниях, которая накапливается по мере жизни, и первичной памятью, которая находит нужные воспоминания и передает их в сознание.
Уильям Джемс оказал очень большое влияние на изучение психологии. Он явился вдохновителем особого направления — так называемого функционализма, уделяющего основное внимание функции или роли, какую играют психологические процессы, помогая индивиду приспособиться к окружающей среде.
Джон Дьюи, представитель функционализма, статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии»: выделяемые обычно элементы - стимул и ответная реакция - в действительности не существуют как отдельные. Они находятся внутри координации и соответствуют ее разным фазам. По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении. Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении. Однако функциональная психология не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты (видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции (например, дыхание как функция снабжения организма кислородом и др.).
Михаил Иванович Владиславлев - выступил против материализма и физиологических методов исследования, считая их бесплодными для психологии. Впервые в отечественной науке он дал большой исторический обзор развития психологических знаний, начиная от Античности («Психология»).
Александр Иванович Введенский - в своем главном труде «Психология без всякой метафизики» (1914) провозгласил отказ от обсуждения в психологии каких-либо философских - метафизических - вопросов: психология изучает душевные явления безоценочным образом как факты внутренней природы, в отличие от этики, эстетики, педагогики, логики и др. Ее задачей является исследовать состав каждого душевного явления, каким образом из элементарных явлений оно складывается, как изменяется в зависимости от изменения элементов, как влияют друг на друга разные душевные явления (память - на мышление, мышление - на волю и т. п.).
Матвей Михайлович Троицкий - дал критику немецкой идеалистической психологии за ее отрыв от эмпирии и пропагандировал в России английскую линию на эмпиризм, в духе которого выполнена его другая работа «Наука о духе» (1882). Троицкий явился основателем Московского Психологического Общества (1885).
Николай Яковлевич Грот (1852- 1899) явился крупным организатором русской психологии в 1880 - 90-х гг. Основал и до 1899 г. был редактором журнала «Вопросы философии и психологии», который хорошо отразил состояние отечественной, в основном идеалистической, психологии и науки конца XIX - начала XX в. Его основной труд «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880) - капитальное исследование проблемы чувств. Здесь изложена также его общепсихологическая позиция.
Преемник Н. Я. Грота Лев Михайлович Лопатин (1855- 1920) в курсе психологии, читаемом в университете, проводил линию на различие психических и физических явлений, заключил об «имманентной нематериальной субстанции душевной жизни как неизбежном выводе». Весь материал, касающийся отдельных психических процессов (познавательные процессы - ощущения, память, закон ассоциаций, а также бессознательное), рассматривался «по данным внутреннего опыта». В критике материализма Лопатин, как и Введенский, имеет в виду вульгарный его вариант.