Теория Э. Торндайка
Торндайк Эдуард Ли - разработал методику изучения поведения животных при помощи "проблемных клеток" (то есть клеток с "секретом", механизм которого должно "открыть" само животное), введя новую схему эксперимента: создание проблемной ситуации — регистрация движения. Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, то есть характерное для человека внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. сформулировал закон "проб и ошибок": пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Работы Т. способствовали преодолению антропоморфического истолкования поведения животных и
Теория Э. Торндайка
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться119 Май 2010 23:10:56
Поделиться219 Май 2010 23:11:08
внедрению объективных методов исследования поведения. По существу Т. дал основную схему бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Т. за не вполне преодоленный субъективный подход. В советской психологии, а также в работах Ж. Пиаже, Г. С. Холла, Э. Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.
Работа Т. "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, то есть с биологических позиций; центральным был для него "закон эффекта" — зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.