GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Особенности межличностных отношений подростков с ДЦП


Особенности межличностных отношений подростков с ДЦП

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Особенности межличностных отношений подростков с ДЦП

Теги: особенности межличностных отношений детей подросткового возраста с детским церебральным параличом, ДЦП, нарушением функций опорно-двигательного аппарата ОДА, особенности межличностных отношений учащихся подростков школы VI вида 6 вида

Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии. Постоянное взаимодействие только со взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со сверстниками [13].

Э.С. Калижнюк, Ю.С. Шевченко занимались изучением межличностных отношений подростков с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследований с помощью методики Розенцвейга у подростков-инвалидов обнаружена пониженная фрустрационная толерантность. Степень социальной адаптации у возбудимых личностей несколько выше, чем у тормозных [30].

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рамках межличностных отношений, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные

2

реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. Согласно исследованиям, межличностные конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка [13].

Так анализ сведений о характере социальной микросферы, в которой развиваются подростки с ограниченными возможностями, показал, что чаще всего встречаются типы воспитания как гиперопека и гипоопека. При гиперопеке в семье культивируется болезнь ребенка, преувеличение заботы о нем, стремление выполнить все желания ребенка, стремления родителей подменить деятельность ребенка, собственной. В результате данного воспитания у ребенка формируется черты эмоциональной и социальной незрелости, завышенной самооценки, появлению эгоцентрических установок. Эгоцентричный подросток приписывает себе неограниченную силу мышления, затрудняется в дифференциации своих реальных и актуальных возможностей. Это приводит к конфликтному состоянию смысла «Я» и сверхценному эмоционально-ценностному отношению к себе. Подросток больше всего интересуется собой и требует от других того же. Для такого подростка характерны капризы, нежелание уступить, необоснованные обиды, зависть к сверстникам, желание овладеть вниманием взрослых. В случае застревания на эгоцентрической позиции подросток не способен составить целостную картину мира и своего места в этом мире, самосознанию не придается ни позитивный, ни негативный личностный смысл, а точнее, подросток не может оценить его, определиться с эмоционально-ценностным отношением к себе [1, 21].

При гипоопеке имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, отрицательно отношение к нему членов семьи, обычно отцов и родственников. А так как на формирование самосознания ребенка влияет отношение взрослых, то у него формируется негативный образ «Я», предполагающий самоотрицание, негативное отношение к своей личности, неприятие себя, чувство неполноценности [27].

Также речевые нарушения, чаще всего различные формы дизартрии, выявляются у большинства больных ДЦП. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной - от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи [15, 17].

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20 —25 % детей имеются также нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения [12, 18].

Сочетание всех указанных выше факторов бесспорно влияет на процесс формирования межличностных отношений подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Особенности межличностных отношений подростков с ДЦП