Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
Принципы диагностики отклоняющегося развития:
1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему специфической психологической структурой, определяемой соотношением первичного и вторичного нарушений, иерархией вторичных нарушений.
2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно различающихся по степени выраженности.
3. Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
4. Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
Итогом диагностики отклоняющегося развития является установление психолого-педагогического диагноза, в котором указываются:
- педагогическая категория нарушенного развития;
- степень выраженности нарушения;
- недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения;
- индивидуальные особенности ребенка и рекомендации в разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
Принципы анализа данных при диагностике отклоняющегося развития:
1. Онтогенетический принцип - нарушение представляет собой одно из свойств самого процесса развития, без учета которого нельзя адекватно понять его особенности, в том числе негативные.
2. Принцип системно-структурного подхода: отклонение в развитии тех или иных психических функций должно рассматриваться как нарушение целостности всей системы.
3. Принцип уровневого анализа: при анализе нарушения в развитии следует учитывать характер нарушения иерархических, уровневых связей. (Например, при расстройстве более молодой и сложной функции, как правило, происходит «высвобождение» более элементарной, подчиненной ей, что может проявляться в снижении уровня произвольности ее регуляции.)
Направления диагностики отклоняющегося развития:
1. Клинико-психологическое, ставящее своей целью сопоставление полученных психологических данных с особенностями основного нарушения — его глубиной, этиологией, патогенезом.
2. Психолого-педагогическое направление изучает ребенка в контексте обучения и воспитания (обоснование содержания специального образования и оценка его эффективности).
3. Социально-психологическое направление изучает характер межличностных отношений ребенка с отклоняющимся развитием, особенности его общения, социальной перцепции и т.д.; сюда же включаются исследования реабилитационных процессов, в том числе в различных условиях обучения. Всё это направлено на «нормализацию» состояния лиц с ограниченными возможностями, повышение качества их жизни и интеграцию в общество.
4. Консультативное направление - это помощь родителям и учителям проблемных детей с опорой на изучение условий их семейного воспитания и интегрированного обучения.