GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Методики и средства обследования детей с отклонениями в развитии


Методики и средства обследования детей с отклонениями в развитии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Методики и средства диагностики отклоняющегося развития

Набор диагностических заданий должен быть апробирован на достаточно большом (не менее 30) количестве здоровых, нормально развивающихся детей такого же возраста, как обследуемый ребенок.

Часть заданий может повторяться для детей двух-трех разных возрастов, но необходимы точные сведения об успешности их выполнения нормально развивающимися детьми.
Набор заданий создается в соответствии с принципами *научности, *адекватности, *валидности*.

Обязательно учитываются два специфических принципа:
1. полной доступности ряда заданий для детей данного возраста;
2. наличия заданий, выполняемых детьми только при оказании помощи со стороны экспериментатора.

Характер и виды помощи, их последовательность строго фиксируются для каждого задания. При оценке выполнения этих заданий используется качественно-количественная оценка. В ходе обследования рекомендуется также использовать задания одного рода, но постепенно возрастающей объективной сложности.

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
2. Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
3. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их

2

рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.),
4. Анкетирование - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.
Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.
Методики интерпретации - это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
Методики дополнения - например: незаконченное предложение.
Методики экспрессии - рисование.
Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.
Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.
6. Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
7. Условно-рефлекторные методики
Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Методики и средства обследования детей с отклонениями в развитии