Мотивация: иерархия потребностей
Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния по л ного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, е с ли оно и существует, может быть очень недолгове ч ным. Здесь действует тот же принцип, что и в гештальт-психологии: если одна потребность удовлетв о рена, она становится фоном, а фигурой становится новая потребность, кот о рая направляет внимание и усилие человека. Таким образом, люди всегда ч е го-то ж е лают .
Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. поро ж дены насле д ственными инстинктами. Общность генотипа людей порождает общность структуры п о требностей.
Маслоу предложил схему, которую он назвал иерархией потребн о стей :
Самоактуализация и личное самосоверше н ствование Самоуважение Принадлежность и любовь Безопасность и защита Физиологические потребности
Главным принципом этой схемы является следующее: для того, чт о бы высшие потребности могли осознаться и мотивировать поведение, доминирующие потре б ности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовл е творены .
Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены пр е жде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет для человека актуальной, т.е. действующей, мотивирующей поведение. Т а ким образом, последовательное расположение основных нужд в иерархии я в ляется главным принципом, лежащим в основе организации мотивации чел о века. Расположение потребностей не является догмой, а скорее общим при н ципом. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серье з ные социальные и бытовые проблемы.
Кроме того, ни одна группа потребностей не бывает полностью удовл е творена. П о требности не имеют четких границ и частично накладываются, тогда человек может быть одновременно мотивирован на двух и даже трех уровнях. При этом человек не может пр о сто продвинуться наверх и просто там остаться. Если низкие потребности перестанут удовлетворяться, то чел о век вновь вернется на этот уровень.
1. Физиологические потребности являются самым сильными и нео т ложными, обеспечивают физическое выживания человека: голод, жажда, воздух и т.п. эти потребности обязательно должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, чтобы, с одной стороны, не наступила смерть, а с другой – могли стать актуальными потребности б о лее высокого уровня. Например , хронически голодный человек редко стремиться делать карьеру, ходить в театр или сочинять музыку.
2. Потребность в безопасности и защите . Когда физиологические п о требности в значительной мере удовлетворены, для человека приобретает значение следующий ур о вень потребностей. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и разумной свободе, и отсутствии угрожающих сил, болезней, страха и хаоса. Таким о б разом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном в ы живании.
Наиболее ярко эта потребность проявляется у детей – ребенок предп о читает быть зависимым, иметь ритуалы и распорядки. Маслоу считал, что д е ти лу ч ше развиваются в семьях, где есть некоторая дисциплина и распорядок жизни. Если этого нет, то ребенок начинает искать места, где ситуация ст а новится более стабильной. Иначе ребенок стан о вится нервозным, тревожным и недоверчивым. Если от ребенка не требуют регулярного сна или питания, то родители не удовлетворяют его потребность в безопасности и защите.
Огромное негативное влияние на детей, по Маслоу, оказывают род и тельские ссоры, физические оскорбления, разлука, развод или смерть род и телей. Все это дестабилиз и рует обстановку и делает ее ненадежной.
Потребности этого типа в значительной мере проявляются и в зрелом возрасте. Сберегательные вклады, страхование, организация охраны – все это проявления потребности в безопасности и защите. То, что Олпорт наз ы вал «цельная жизненная психология» - это та же реализация потребности в безопасности и защите. Это позволяет человеку чувствовать себя частью ч е го-то целого, и таким образом, ощущать свою безопасность.
Маслоу предположил, что некоторые типы невротических личностей мотивиров а ны в основном этим типом потребностей. Невротики ведут себя так, как будто завтра – конец света. Они пытаются организовать свой мир, как структуру, в которой не может произойти никаких непредвиденных, а, следовательно, «опасных» событий. Такие люди всегда ищут человека или систему, к которой можно принадлежать, т.е. быть ею защ и щенным.
3. Потребность в принадлежности и любви . На этом уровне люди стр е мятся устанавливать отношения в привязанности с другими в своей семье или группе. Эта потребность так же является врожденной и проявляется в раннем детстве: ребенок страстно х о чет жить в атмосфере любви и заботы и получать много ласки. Подростки стремятся найти любовь в форме уваж е ния, через участие в различных группах: религиозных, спортивных, муз ы кальных и т.д. в юности решающее значение для удовлетворения этой п о требности становится сексуальная близость – это форма признания собстве н ной значимости и необходимости для кого-то.
Маслоу выделял два типа любви:
1. D - love – дефицитарная любовь , исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает: секс, самоуважение, общественное признание и т.п. Таким образом, такая л ю бовь больше берет, чем дает.
2. B - love – бытийная любовь , основана на осознании человеческой ценности др у гого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Такая любовь касается поощрения в другом человеке всего позитивного, творческого и т.п. Важно, что Маслоу не соглашался с Фрейдом в том, что любовь – это результат сублимации сексуальных инстинктов. Скорее наоборот, полноце н ные сексуальные отношения могут возникнуть только как результат полн о ценной бытийной любви.
В современном обществе, писал Маслоу, неудовлетворенность этой п о требности – одна из главных проблем. Люди не знают даже ближайших сос е дей, живут изолированно, поэтому их возможность совершенствования в значительной мере подавлена. Именно это, по его мнению, является прич и ной многих проблем и психопатологий. Таким образом, любовь является о с новной предпосылкой развития здорового человека.
4. Потребность в самоуважении . Этот тип потребностей Маслоу делит на две большие группы:
1) Самоуважение: компетентность, уверенность. Достижения, незав и симость во взглядах и свобода в действиях. Человек должен быть уверен, что он достойный человек, может справляться с жизненными проблемами.
2) Уважение других: престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, призн а ется и ценится другими.
Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, дост о инство и чувство своей необходимости в обществе. Фрустрация этой потребности порождает чувство неполноценности, пустоты жизни и беспомощности, значительно снижает самооценку. Выражение потребности в самоуважении у разных людей может быть самым разным: для подростка н е обходимо, чтобы он был популярным, а взрослого уважают за то, что у него семья, дети, р а бота и т.п.
Маслоу считал, что потребность в самоуважении проявляется в юн о сти, достигают максимального уровня в зрелости и несколько снижаются в пожилом возрасте. Это прои с ходит потому, что взрослые, с одной стороны, имеют более реалистичную картину своей действительной значимости и ценности, поэтому у них достаточно сильно развито сам о уважение. С другой стороны взрослый человек уже имеет определенный опыт уважения и пр и знания, что позволяет перейти к более высоким уровням потребности.
5. Самоактуализация – высшая потребность в иерархии Маслоу. Это желание стать тем, кем он хочет стать, достичь вершин своего творческого потенциала.