GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Особенности памяти детей с церебральным параличом


Особенности памяти детей с церебральным параличом

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Особенности памяти детей с церебральным параличом

В науке изучению памяти детей с церебральным параличом уделялось достаточно большое внимание.
Так, например, В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова и В.С. Подкорытов проводили исследования особенностей состояния ряда высших психических функций у лиц с детским церебральным параличом с использованием комплекса нейропсихологических тестов. Применялся набор проб А.Р. Лурия с включением ряда сесибилизированных субтестов из стандартизированного комплекта диагностических нейропсихологических методик. Исследование показало, что у больных с церебральным параличом имелись различные нарушения вербальной памяти, среди которых доминировали сужение объёмов оперативной памяти, нарушение селективности мнестических процессов, неустойчивость следов памяти в условиях гетерогенной и гомогенной интерференции, сужение объёмов отсроченного и непосредственного воспроизведения [21].
В статье «Анализ нейропсихологических нарушений у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича и с минимальными мозговыми дисфункциями» И.Н. Зайцева указывает на недостаточность мнестических функций детей данной категории. Также И.Н.Зайцева указывает на тот факт, что нарушения памяти при детском церебральном параличе встречаются с меньшей частотой, чем дисфункции праксиса, но с большей частотой по сравнению с дисфункциями восприятия [14].
Исследования И.И. Мамайчук и Е.Н. Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с церебральным параличом выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности. Также И.И. Мамайчук отмечает, что память детей с церебральным параличом отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с церебральным параличом, в сочетании с психическим недоразвитием, наблюдается существенное недоразвитие опосредованного запоминания, что обусловлено трудностями смысловой организации запоминаемого материала [30].
Изучение памяти у детей с церебральным параличом в возрасте 4 лет проводила Н.В. Симонова. Она пришла к выводу, что у детей с гиперкинетическим синдромом и относительно сохранным интеллектом способность к узнаванию и запоминанию сразу же после показа ранее незнакомого предмета и возможность запоминания и воспроизведения его звуковым символом или мимикой значительно более сохранна, чем у детей с другими формами ДЦП.

2

Более полно запоминаются яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей. Их воспроизведение и узнавание возможно и по истечении некоторого времени. Узнавание выражается в положительных эмоциях (смех, улыбка), повороте головы в сторону нужного объекта или его изображения, в движении глазных яблок и фиксации взгляда на нужном предмете, в попытке сделать указательный жест, в звукоподражании. Значительную трудность, а порой невозможность узнавания и запоминания представляют бесцветные изображения. Эта трудность остается даже после обучения и у более старших детей, в возрасте 3 - 5 лет [30].
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с церебральным параличом наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов, что необходимо учитывать при построении и реализации коррекционного обучения и воспитания.


Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Особенности памяти детей с церебральным параличом