Мнемотехника и особенности её применения в психокоррекционной работе
Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу.
Мнемотехника предполагает применении логического запоминания, основанного на использовании мыслительных процессов в качестве опоры [8].
В младшем школьном возрасте происходит развитие всей когнитивной сферы. Д.Б. Эльконин считает, что изменения, происходящие в памяти, напрямую зависят от мышления, стоящего в центре развития на данном возрастном периоде. Ввиду этого происходит интеллектуализация памяти, учащиеся используют мыслительные операции при запоминании информации. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень, происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте» [48, c. 273].
Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева, изменили принципиальную структуру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно становится опосредованным. Ведущая роль в формировании внутренних средств запоминания принадлежит речи, ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю [24].