ХРЕСТОМАТИЯ ПО ВНИМАНИЮ
Под редакцией
А. Н. ЛЕОНТЬЕВА, А. А. ПУЗЫРЕЯ и В. Я. РОМАНОВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
1976
Данная хрестоматия представляет собой учебное пособие
по курсу общей психологии психологических факультетов
университетов. Хрестоматия позволяет составить представ-
ление как об истории, так и о современном состоянии проб-
лем и исследований в области психологии внимания. Она
может быть полезна также аспирантам и исследователям,
работающим в области психологии.
Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Московского университета
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Н. Ф. ДОБРЫНИН
и доктор психологических наук, профессор В. П. ЗИНЧЕНКО
Издательство Московского университета, 1976 г.
предисловие
Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же при-
вычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее
столь же сложную и драматическую судьбу в психологии,
как понятие внимания. Трудно найти другие понятие, исто-
рия которого изобиловала бы столь резкими <взлетами> и
падениями>, столь крутыми поворотами в трактовке его со-
держания, а также его места и значения в ряду других пси-
хологических понятий, когда оно то на время ставилось в
самый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объяв-
лялось <фикцией> и источником псевдопроблем и полностью
устранялось из психологии.
Пожалуй, только еще одна проблема имела такую же
исключительную судьбу в психологии: проблема сознания.
И это, конечно, не случайно. Именно тесная связь с проб-
лемой сознания делала проблему внимания камнем преткно-
вения (но также и <пробным камнем>) почти для каждой
новой психологической концепции, и именно она придает
истории психологии внимания особый интерес и поучитель-
ность. Пожалуй, ни в одной другой области психологических
исследований значение истории проблем не оказывается на-
столько важным для понимания современного ее состояния
и перспектив развития. Ни одна другая область современ-
ной психологии не обнаруживает с такой беспощадностью
всей справедливости мысли о том, что незнание истории вы-
нуждает бесконечно ее повторять (причем, добавим мы, так-
же и в части однажды уже осознанных и доже преодолен-
ных тупиков и ошибок). Получить достаточно связное, пред-
ставление об истории проблемы внимания, поэтому, - одна
из первых задач, встающих перед каждым, кто обращается.
к изучению этого раздела психологии.
Данная хрестоматия является, конечно, прежде всего
учебным пособием; она призвана облегчить студентам-психо-
логам освоение соответствующего раздела университетского
курса общей, психологии, восполняя отчасти тот дефицит
литературы, по данной теме, который до сих пор существует
на русском языке.
Это прежде всего учебное назначение хрестоматии, а так-
же сравнительно небольшой ее объем заставляют ограничить-
ся при отборе текстов только теми работами, которые обо-
значают собой переломные точки в истории психологии вни-
3
мания или же наиболее выпукло представляют ее основные
современные направления.
Хрестоматия состоит из четырех крупных разделов.
Первый из них отведен работам классиков эксперемен-
тальной психологии конца XIX-начала XX в.: В. Вунд-
та, Э. Б. титченера, В. джемса Т. Рибо и
Н. Н. ланге.
Предмет психологии внимания формировался в рамках
ассоцианистской интроспективной психологии. Прежде всего
работы основателя экспериментальной психологии В. Вундта
определили общую стратегию исследований внимания о кон-
це прошлого и в первые, два десятилетия нынешнего века.
В лице Э. Б. Титченера мы. находим одного из наиболее
последовательных и верных сторонника вундтовской психо-
логии. Новым по сравнению с концепцией Вундта является
здесь представление об уровнях сознания, а также попытка
наметить генетические отношения между отдельными форма-
ми. внимания.
Влияния вундтовской психологии не избежал и такой, во
многом самостоятельный мыслитель, как В. Джемс. Интерес-
ным в его учении о внимании является прежде всего попыт-
ка последовательно провести функциональную точку зрения
на сознание, выделить специфические задачи, решаемые про-
извольным вниманием, а также своеобразное представление
о <развитии> объекта внимания. Идея селективности внима-
ния, высказанная Джемсом, стала одной из отправных точек
для ногих современных исследователей, в своих работах
прибегающих к теоретико-информационным представлениям.
Приспособительный характер внимания, его моторные ме-
ханизмы. подчеркиваются в учении Т. Рибо. Здесь же впервые
высказывается важная мысль о социальной природе высших
форм внимания.
Как известно, русский психолог Н. Н. Ланге свое иссле-
дование внимания выполнил также в лаборатории Вундта.
Его работа, однако, знаменует решительный поворот в трак-
товке внимания, открывая, по сути, целую эпоху в истории
этой проблемы в психологии. Не случайна поэтому сразу же
после своего появления работа Ланге привлекла пристальное
внимание самых крупных психологов того времени. Однако,
пожалуй, только сейчас, в перспективе почти столетней "исто-
рии проблемы внимания, становится возможным оценить
подлинное значение этой уникальной работы. Чем дальше
мы отстоим от времени ее написания, тем все большее удив-
ление мы испытываем перед поразительной меткостью оценок
и характеристик основных направлений психологии внимания.
оригинальностью и глубиной высказанных в ней идей, остро-
той и современностью постановки проблем. Нужно признать-
ся, что во всей последующей истории психологии мы не име-
4
ем исследования, равного работе Ланге по глубине и фунда
ментальности. Хотя, пожалуй, именно в наше время потреб-
ность в такой работе является особенно острой и насущной.
Второи раздел хрестоматии включает главным образом
работы представителей гештальтпсихологии, точка зрения ко-
торой на проблему внимания формировалось в опозиции к
интроспективной психологии (смотри в этой связи реплику
в адрес титченеровской концепции внимания в работе
К. Коффки <Восприятие: введение в гештальттерапию >
ликованной в хрестоматии по ощущению и восприятию под
редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской). Как
своеобразный документ истории психологии внимания чрез-
вычайно интересны публикуемые в хрестоматии тезисы, до-
клада. Э. Рубина на IX психологическом конгрессе (1925).
В развернутом виде гештальтистская трактовка внимания
впервые была дана в <Принципах гештальтпсихологии> Коф-
фки, подборка отрывков из которых также публикуется в
хрестоматии. Работа В. Келера и П. Адамс представляет со-
бой интересную попытку экспериментального исследования
внимания в рамках гештальтпсихологии. Наконец, составите-
ли хрестоматии, сочли целесообразным включить в нее неболь-
шой отрывок из работы, французского исследователя фено-
менологического направления М. Мерло-Понти, в проблеме
внимания во многом примыкающего к гештальтпсихологии.
Следующий раздел хрестоматии открывает работа фран-
цузского психолога Г. Рево д Аллона, в которой делается
попытка указать особую роль схем в организации внимания,
что уже вплотную подводит нас к учению о роли схем и,
более широко, - знака в организации внимания, т. е. к
проблеме, ставшей одной из центральных в работах совет-
ских психологов школы Выготского (А. Н. Леонтьев,
П. Я. Гальперин.), которые также включены в хрестоматию.
Наряду с этим здесь публикуются работы С. Л. Рубинштей-
на и. Н. Ф. Добрынина, представляющие собой первые попыт-
ки разработки проблемы, внимания в рамках марксистского
представления об общественно-исторической и деятельностной
природе психики. В работе Д. Н. Узнадзе представлена ори-
гинальная концепция внимания, сформулированная в замках
теории устоновки.
Наконец, последний раздел хрестоматии содержит статью
Д. Бродбента, подводящую итог больному циклу исследо-
ваний внимания в современной психологии. Особое место в
ней занимает работа У. Найсера, в которой разрабатывается
важная для современной психологии идея двух уровней в
организации внимания <так называемого "предвнимания", или
процессов бдительности, и внимания "фокального").
Более подробно с многочисленными современными иссле-
дованиями внимания читатель может познакомиться, обратив-
5
шись к обзорным работам Н. Ф. Добрынина (<О новых ис-
следованиях внимания> - <Вопросы психологии>, 1973, # 3,
стр. 121-128) и Д. Нормана (<Внимание и память>, в сбор-
нике <Зрительные образы: феноменология и эксперимент>.
вып. И. Душанбе, 1973).
В хрестоматии совершенно не представлено психофизио-
логическое направление в исследованиях внимания. Представ-
ляется целесообразным посвятить этому направлению (в по-
следние два десятилетяя чрезвычайно распространенному в
психологии) отдельный сборник, который в настоящее время
готовится к печати кафедрой медицинской психологии психо-
логического факультета МГУ. К тому же в последние годы
на русском языке появился ряд обзоров, специальна посвя-
щенных психофизиологии внимания (укажем хотя бы на ра-
боты. Е. Д. Хамской (<Мозг и активация>. М., 1973 ) и
В. Блока (<Уровни бодрствования и внимание>, н сборнике
<Экспериментальная психология> (под ред. П. Фресса и
Ж. Пиаже), вып. З. М.. 1970, стр. 97-147).
Каждый текст предваряется кратким вступительным очер-
ком жизни и творчества автора, а также соответствующим
библиографическим указателем.
В заключение мы хотели бы выразить глубокую призна-
тельность профессорам П. Я. Гальперину, А. Н. Леон-
тьеву, А. Р. Лурии и Н. Ф. Добрынину за ценные
советы и консультации, а. также за помощь в подборе лите-
ратуры. Мы хотим поблагодарить наших переводчиков и ре-
дакторов В. Любимова, В. Лучкова и В. Мишина
за их добросовестный и трудоемкий труд. Большую помощь
в технической подготовке рукописи оказали нам Т. Ерохи-
на, М. Соколова, Т. Федорова и особенно С. Ж и-
г а л к о.
А. Л. ПУЗЫРЕП.
В. Я. РОМАНОВ
6
Вундт (Wundt) Вильгельм (16 авгу-
ста 1832-31 августа 1920) - не-
мецкий философ и психолог, один из
основателей экспериментальной пси-
хологии. С 1851 по 1856 г. изучал
медицину в университетах Гейдель-
берга, Тюбингена и Берлина. С
1864 г. - экстраордниарный профес-
сор физиологии ц Гейдельберге, в
1874 г.-профессор философии в Цю-
рихе, с 1875 г.-профессор филосо-
фин Б Лейпциге, где в 1879 г. орга-
низовал первую в мире лабораторию
экспериментальной психологии, пре-
образованную вскоре в институт, ко-
торый долгие годы был важнейшим
международным центром и единст-
венной в своем роде школой экспе-
риментальной психологии для иссле-
дователей из многих стран Европы и
Америки. В 1883 г. Вундт основал
первый в мире журнал эксперимен-
тальной психологии Philosopilische
Studicn> (<Философские исследова-
ния>).
Ранние работы Вундта были по-
священы анатомии нервной системы,
физиологии органов чувств и общей
физиологии. Выдвигая задачу превра-
щения психологии в эксперименталь-
ную дисциплину, образец научного
исследования Вундт усматривал в
современном ему естествознании. Со-
ответственно вундтовскому понима-
нию естественнонаучного метода вся-
кое научное исследование должно
удовлетворять ряду основных требо-
ваний. Во-первых, подлежащее на-
блюдению явление должно некото-
рое время находиться в поле ясного
и отчетливого восприятия наблюда-
теля. Поскольку же психические яв-
ления сложны и текучи, а время фор-
мирования ясного и отчетливого вос-
приятия конечно и часто соизмеримо
со временем протекания самого на-
блюдаемого процесса, то должна су-
ществовать. далее, возможность мно-
гократного воспроизведения явления
при тождественных условиях. Это
предполагает выяснение существен-
ных условий возникновения данного
явления, что, в свою очередь, может
быть достигнуто, только если су-
ществует возможность систематиче-
ского варьирования условий его про-
текания. Как считал Вундт, реализа-
ция этих требований в психологии
предполагает прежде всего смену са-
мого объекта изучения. Если со вре-
мен Д. Локка в качестве такого объ-
екта признавался исключительно мир
<внутреннего опыта> человека (так
называемой рефлексии), то Вундт по-
требовал обратиться к анализу всей
сферы переживаний, всего <непосред-
ственного> опыта, безразлично внут-
реннего или внешнего, противопостав-
ляя его опыту <опосредствованному>,
миру предметов и идеальных значе-
ний, который хотя и открывается че-
ловеку <посредством> его пережива-
ний, но сам уже является объектом
изучения не психологии, а других на-
ук (физики, химии, биологии и т. д.).
Доступ к сфере непосредственного
опыта должно давать, по Вундту,
<правильно поставленное> самона-
блюдение, которое (в силу приведен-
ных выше соображении) становится
научным, только будучи включено в
эксперимент. Поскольку интроспек-
7
тивный эксперимент осуществим лишь
в отношении <низших> психологиче-
ских процессов, Вундт вынужден был
признать наряду с эксперименталь-
ной (и физиологической) психологией
низших психических процессов необ-
ходимость существования и со-
всем иной, описательной и историче-
ской, психологии высших психических
процессов и образований (так назы-
ваемой <психологии народов>). ме-
тодом которой является анализ про-
явлений человеческого духа в фор-
мах культуры (в языке, обычаях, ми-
фах и т. д.). Объект изучения психо-
логии виделся Вундтом сквозь приз-
му его представлений об основных
элементах сознания и их связях, а
также его учения о структуре поля
сознания, в рамках которого и разра-
батывается Вундтом проблема вни-
мания.
Сочинения: <Лекции о душе
человека и животных>, 1865-1866,
1894; <Основы физиологической
психологии>, вып. 1-2, 1880-
1881: <Этика>, тт. 1 -2, 1887-
1888; <Система философии>, 1902;
<Очерк психологии>. М., 1912; <Вве-
дение в (философию>; <Введение в
психологию>. М., 1912; <Естествозна-
ние и психология>. СПб., 1914; <Ми-
ровая катастрофа и немецкая фило-
софия>. СПб., 1922;
1880-1883; , Bd.
1-10. Leipzig, 1900-1920.
Литература: О. Кюльп е.
<Современная философия в Герма-
нии>. М., 1903; К. А. Рамуль.
<Вильгельм Вундт как психолог>.
<Вопросы психологии>, 1971, № !.
В хрестоматию включена глава
<Сознание и внимание> из книги Вун-
дта <В ведение в психологию> (М.,
1912).
Вильгельм Вундт
СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ
На вопрос о задаче психологии примыкающие к эмпирическому
направлению психологи обыкновенно отвечают: эта наука должна
изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти в
конце концов законы, управляющие этими отношениями.
Хотя это определение и кажется неопровержимым, однако оно
до известной степени делает круг. Ибо, если спросить вслед за
тем, что же такое сознание, состояние которого должна изучать
психология, то ответ будет гласить: сознание представляет собою
сумму сознаваемых нами состоянии. Однако это не препятствует
нам считать вышеприведенное определение наиболее простым, а
поэтому пока и наилучшим. Ведь всем предметам, данным нам в
опыте, присуще то, что мы, в сущности, можем не определить их,
а лишь указать на них: или, если они сложны по природе своей,
перечинить их свойства. Такое перечисление свойств мы, как из-
вестно, называем описанием, и к вышеприведенному вопросу о
сущности психологии мы всего удобнее подойдем, если попытаем-
ся возможно более точно описать во всех его свойствах сознание,
8
состояния которого являются предметом психологического иссле-
дования.
Рис. 1
В этом нам должен помочь небольшой инструмент, который хо-
рошо знаком каждому, сколько-нибудь причастному к музыке че-
ловеку,-метроном. В сущности, это не что иное, как часовой
механизм с вертикально поставленным маятником, по которому
может передвигаться небольшой груз для того, чтобы удары следо"-
вали друг за другом через равные интервалы с большей или мень-
шей скоростью. Если груз передвинуть к верхнему концу маятни-
ка, то удары следуют друг за другом с интервалом приблизительно
в 2 секунды: если переместить его возможно ближе к нижне-
му концу, то время сокращается приблизительно до 1/3 секунды.
Можно установить любую
степень скорости между
этими двумя пределами.
Однако можно еще значи-
тельно увеличить число
возможных степеней скоро-
сти ударов, если совсем
снять груз с маятника, при-
чем интервал между двумя
ударами сокращается до 1/4
секунды. Точно так же мож-
но с достаточной точностью установить и любой из медленных
темпов, если имеется помощник, который вместо того чтобы пре-
доставить маятнику свободно качаться, раскачивает его из сто-
роны в сторону, отсчитывая интервалы по секундным часам. Этот
инструмент не только пригоден для обучения пению и музыке, но
и представляет собой простейший психологический прибор, кото-
рый, как мы увидим, допускает такое многостороннее применение,
что с его помощью можно демонстрировать все существенное со-
держание психологии сознания. Но чтобы метроном был пригоден
для этой цели, он должен удовлетворять одному требованию, кото-
рому отвечает не всякий применяющийся на практике инструмент:
именно сила ударов маятника должна быть в достаточной мере
одинаковой, так, чтобы, даже внимательно прислушиваясь, нель-
зя было заметить разницу в силе следующих друг за другом уда-
ров. Чтобы испытать инструмент в этом отношении, самое лучшее
изменять произвольно субъективное ударение отдельных ударов
такта, как это показано наглядно на следующих двух рядах так-
тов см. рис. 1).
В этой схеме отдельные удары обозначены нотами, а более
сильные удары-ударениями, поставленными над нотами. Ряд А
представляет поэтому так называемый восходящий, а ряд В-
нисходящий такт. Если окажется, что в ударах маятника мы по
произволу можем слушать то восходящий, то нисходящий такт,
т. е. можем слышать один и тот же удар то подчеркнутым более
сильно, то звучащим более слабо, то такой инструмент будет при-
9
годным для всех излагающихся ниже психологических экспери-
ментов.
Хотя только что описанный опыт должен был служить лишь
для испытания метронома, однако из него "можно уже сделать
один заслуживающий внимания психологический вывод. Именно
при этом опыте замечается, что для нас в высшей степени трудно
слышать удары маятника совершенно равными по силе, иначе го-
воря, слышать их не ритмически. Мы постоянно впадаем вновь в
восходящий или нисходящий такт. Мы можем выразить этот вы-
вод в таком положении: наше сознание ритмично по природе
своей. Едва ли это обусловливается каким-либо специфическим,
лишь сознанию присущим свойством, скорее это явление нахо-
дится в тесной связи со всей нашей психофизической организацией.
Сознание ритмично потому, что вообще наш организм устроен
ритмично. Так, движения сердца, дыхание наше, ходьба ритмич-
ны. Правда, в обычном состоянии мы не ощущаем биений сердца.
Но уже дыхательные движения воздействуют на нас как слабые
раздражения, и прежде всего движения при ходьбе образуют яс-
но различаемый задний фон нашего сознания. Ноги при ходьбе
представляют собой как бы естественные маятники, движения ко-
торых, подобно движениям маятника метронома, обыкновенно сле-
дуют друг за другом ритмически, через равные интервалы време-
ни. Когда мы воспринимаем в наше сознание впечатления через
одинаковые интервалы, мы располагаем их в аналогичной этим
нашим собственным внешним движениям ритмической форме, при-
чем особый вид этой ритмической формы в каждом данном слу-
чае (хотим ли мы, например, составить ряд из нисходящих или
из восходящих тактов) в известных границах остается предостав-
ленным нашему свободному выбору, как это бывает, например,
при движениях ходьбы и их видоизменениях-в обычной ходьбе,
в беге, в прыганье и, наконец, в различных формах танцев. Наше
сознание представляет собою не какое-нибудь отдельное от на-
шего физического и духовного бытия существо, но совокупность
наиболее существенных для духовной стороны этого бытия со-
держаний.
Из вышеописанных опытов с метрономом можно получить и
еще один результат, если мы будем изменять длину восходящих
или нисходящих рядов тактов. В приведенной выше схеме каждый
из рядов А и В состоит из 16 отдельных ударов или) если считать
повышение и понижение за один удар, 8 двойных ударов. Если мы
внимательно прослушаем ряд такой длины при средней скорости
ударов метронома в 1-172 секунды и после короткой паузы пов-
торим ряд точно такой же длины, то мы непосредственно заметим
их равенство. Равным образом, тотчас же замечается и различие,
если второй ряд будет хотя бы на один удар длиннее или короче.
При этом безразлично, будет ли этот ряд состоять из восходящих
или нисходящих тактов (по схеме А или В). Ясно, что такое не-
посредственное воспризнание равенства последующего ряда с пред-
10
шествующим возможно лишь в том случае, если каждый из них
был дан в сознании целиком, причем, однако, отнюдь не требует-
ся, чтобы оба они сознавались вместе. Это станет ясным без даль-
нейших объяснений, если мы представим себе условия аналогич-
ного воспризнания при сложном зрительном впечатлении. Если по-
смотреть, например, на правильный шестиугольник и затем во
второе мгновение вновь на ту же фигуру, то мы непосредственно
познаем оба впечатления как тождественные. Но такое воспризна-
ние становится невозможным, если разделить фигуру на многие
части и рассматривать их в отдельности. Совершенно также и ря-
ды тактов должны восприниматься в сознании целиком, если вто-
рой из них должен производить то же впечатление, что и первый.
Разница лишь в том, что шестиугольник, кроме того, восприни-
мается во всех своих частях разом, тогда как ряд тактов возникает
последовательно. Но именно в силу этого такой ряд тактов как
целое имеет ту выгоду, что даст возможность точно определить
границу, до которой можно идти в прибавлении отдельных звень-
ев этого ряда, если желательно воспринять его еще как и целое.
При этом из такого рода опытов с метрономом выясняется, что
объем в 16 следующих друг за другом в смене повышений и
понижении (так называемый 2/8 такт) ударов представляет собою
тот maximum, которого может достигать ряд, если он должен еще
сознаваться нами во всех своих частях. Поэтому мы можем смот-
реть на такой ряд как на меру объема сознания при данных ус-
ловиях. Вместе с тем выясняется, что эта мера в известных преде-
лах независима от скорости, с которой следуют друг за другом
удары маятника, так как связь их нарушается лишь в том случае,
если или вообще ритм становится невозможным вследствие слиш-
ком медленного следования ударов друг за другом, или же в силу
слишком большой скорости нельзя удержать более простой ритм
такта, и стремление к связному восприятию порождает более
сложные сочетания. Первая граница лежит приблизительно около
.2"/2, последняя-около 1 секунды.
Само собою разумеется, что, называя наибольший, еще целиком
удерживаемый при данных условиях в сознании ряд тактов <объе-
мом сознания>, мы разумеем под этим названием не совокупность
всех состояний сознания в данный момент, но лишь составное це-
лое, воспринимаемое в сознании, как единое. Образно выражаясь,
мы измеряем при этом, если сравнить сознание с плоскостью огра-
ниченного объема, не саму плоскость во всем ее протяжении, но
лишь ее поперечник. Этим, конечно, не исключается возможность
многих других разбросанных содержаний, кроме измеряемого. Но,
в общем, их тем более можно оставить без внимания, что в этом
случае благодаря сосредоточению сознания на измеряемом содер-
жании все лежащие вне его части образуют неопределенные, из-
менчивые и по большей части легко изолируемые содержания.
Если объем сознания в указанном смысле и представляет со-
бою при соблюдении определенного такта, например 2/8, относи-
11
тельно определенную величину, которая в указанных границах ос-
таются неизменной при различной скорости ударов маятника, зато
изменение самого такта оказывает тем большее влияние на объ-
ем сознания.