ЗПР как одна из форм дизонтогенеза

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка.   В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания [4].         
Задержка психического развития является по классификации В.В.Лебединского (1985) является одной из форм дизонтогенеза (Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития), наряду с другими вариантами такими как,  недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие [8].
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Основной биологической причиной, по мнению большинст¬ва исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.  Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности [11].
Круг социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: ранняя депривация, неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные  социальные   факторы усугубляют отставание  в  развитии,  но  не  представляют  единственную  или главную причину ЗПР.
Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:
- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями [1].
      В  целом  же  ЗПР   проявляется   в   нескольких   основных   клинико-психологических  формах:  конституционального  происхождения,  соматогенного происхождения,  психогенного   происхождения   и   церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности,  динамика,  прогноз  в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
К ЗПР конституционального происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой  эмоционально-волевая сфера находится как  бы  на  ранней  ступени  развития.  Преобладает эмоциональная мотивация поведения,  повышенный  фон  настроения,  незрелость личности в целом,  легкая  внушаемость,  непроизвольность  всех  психических функций. При переходе к школьному возрасту  сохраняется  большая  значимость для детей игровых интересов.  Черты  эмоционально-волевой  незрелости  часто сочетаются  с   инфантильным   типом   телосложения.   Ребенок   по   своему психическому  и  физическому  облику  соответствует  более   раннему   этапу возрастного  развития.  Как  правило,  причиной  такого  состояния  являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР  может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям  с  этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь,  поскольку  со  временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с  6-летнего  возраста  для них нерационально [7].

При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.
ЗПР  соматогенного  происхождения  с  явлениями  стойкой  соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма  возникает  вследствие длительной  соматической  недостаточности  различного  генеза  (хронические инфекции,  аллергические  состояния,  врожденные  и  приобретенные   пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей  большая роль  принадлежит  стойкой  астении,  снижающей  не  только  общий,  но   и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие  к появлению различных невротических  наслоений  (неуверенность,  боязливость, капризность, ощущение  физической  неполноценности).  Усугубляет  состояние ребенка режим ограничений и запретов, в  котором  он  постоянно  находится [15].
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные  условия,  долго  воздействующие  и  оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в  его  нервно-психической  сфере.  Эту  форму  ЗПР  надо  уметь отличать от  педагогической  запущенности,  проявляющейся,  прежде  всего  в ограниченных   знаниях   и   умениях    ребенка    вследствие    недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР  наблюдается  при  аномальном развитии  личности  по  типу  психической   неустойчивости,   обусловленном явлениями гипоопеки и  гиперопеки.  У  ребенка  в  условиях  безнадзорности (гипоопеки)  не  формируется  произвольное  поведение,   не   стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы [1,2].
Патологическая   незрелость   эмоционально-волевой   сферы   сочетается   с
недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка  в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет  к  возникновению  у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или  недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны  к  волевому  усилию,  у  них  отсутствует  произвольная  форма поведения. Все эти качества в конечном счете  ведут  к  тому,  что  ребенок оказывается неприспособленным  к  жизни. 
      Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся  в  условиях,  где  царят  грубость,  деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма  ЗПР  часто  встречается  у  детей, лишенных  семьи.  У  них   отмечается   эмоциональная   незрелость,   малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой  формирования познавательной деятельности [10].
      ЗПР   церебрально-органического    генеза    (минимальная    мозговая дисфункция – этот термин был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.)  занимает  основное  место  в   полиморфной   группе   задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются  стойкостью и выраженностью нарушений в  эмоционально-волевой  сфере  и  познавательной деятельности. Функциональные  расстройства  ЦНС  накладывают  отпечаток  на психологическую структуру этой формы ЗПР.
      Клинико-психологическую  структуру  этой  формы   ЗПР   характеризует
сочетание  черт  незрелости  и   различной   степени   поврежденное   ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере  проявляются при органическом инфантилизме, а в  интеллектуальной  —  в  недостаточной сформированности отдельных корковых  функций  и  в  недоразвитии  регуляции высших форм произвольной деятельности [2].
      В зависимости от типа  соотношения  черт  органической  незрелости  и
повреждения  ЦНС  выделяют  два   клинико-психологических   варианта   ЗПР церебрально-органического  генеза.  При   первом   варианте   —   у   детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по  типу  органического инфантилизма (негрубые церебростенические и  неврозоподобные  расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции,  незрелость  мозговых  структур).
Нарушения   высших   корковых   функций   имеют   динамический    характер, обусловленный   их   недостаточной    сформированностью    и    повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля [2].
      При втором варианте — доминируют симптомы поврежденности:  выраженные церебростенические,    неврозоподобные,     психопатоподобные     синдромы. Неврологические данные  отражают  выраженность  органических  расстройств  и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются  также  тяжелые  нейродинамические расстройства и дефицитарность корковых функций, в  том  числе  их  локальные  нарушения.  Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.
      ЗПР могут  возникать  и  вследствие  иных  причин.  В  зависимости  от особенностей   проявления   задержки    психического    развития    строится
коррекционная работа, речь о которой пойдет дальше.