АНАР¬ХИЗМ
Ро¬ж¬де¬ние рос¬сий¬ско¬го анар¬хиз¬ма за¬тя¬ну¬лось на не¬сколь¬ко де¬ся¬ти¬ле¬тий.
Лишь в 80-е го¬ды XlX в. он сфор¬ми¬ро¬вал¬ся в ре¬во¬лю¬ци¬он¬ное дви¬же¬ние и на¬чал иг¬рать оп¬ре¬де¬ля¬ю¬щую роль в си¬с¬те¬ме об¬ще¬ст¬вен¬но-по¬ли¬ти¬че¬с¬ких взгля¬дов на¬род¬ни¬ков. Боль¬шин¬ст¬во из них по¬на¬ча¬лу, на¬хо¬ди¬лись под вли¬я¬ни¬ем ба¬ку¬ни¬ст¬ских идей. М.А.Ба¬ку¬нин, на пер¬вое ме¬с¬то вы¬дви¬гал борь¬бу все¬ми доз¬во¬лен¬ны¬ми спо¬со¬ба¬ми с го¬су¬дар¬ст¬вом и его ин¬сти¬ту¬та¬ми и гро¬мо¬г¬ла¬с¬но объ¬я¬вил се¬бя вра¬гом лю¬бой вла¬сти. В ма¬ни¬фе¬сте-кни¬ге “Го¬су¬дар¬ст¬вен¬ность и Анар¬хия” - он пред¬ло¬жил сво¬им по¬с¬ле¬до¬ва¬те¬лям един¬ст¬вен¬ную фор¬му ре¬во¬лю¬ци¬он¬ной борь¬бы - не¬ме¬д¬лен¬ное все¬на¬род¬ное вос¬ста¬ние для раз¬ру¬ше¬ния го¬су¬дар¬ст¬вен¬но¬го строя. Вза¬мен пред¬ла¬га¬лось ор¬га¬ни¬за¬ция воль¬но¬го брат¬ско¬го со¬ю¬за
“про¬из¬во¬ди¬тель¬ных ас¬со¬ци¬а¬ций, об¬щин и об¬ла¬ст¬ных фе¬де¬ра¬ций, об¬ни¬ма¬ю¬щих без¬гра¬ни¬ч¬но, по¬то¬му сво¬бод¬но, лю¬дей всех язы¬ков и на¬род¬но¬стей”
По мне¬нию Ба¬ку¬ни¬на, дол¬гом ка¬ж¬до¬го че¬ст¬но¬го ре¬во¬лю¬ци¬о¬не¬ра дол¬ж¬на бы¬ла стать под¬дер¬ж¬ка в на¬ро¬де ин¬сти¬к¬тун¬тив¬но¬го ду¬ха про¬те¬с¬та, его по¬сто¬ян¬ной го¬тов¬но¬сти к ре¬во¬лю¬ции. “ Жи¬вой ток ре¬во¬лю¬ци¬он¬ной мы¬с¬ли, во¬ли и де¬ла” дол¬жен был раз¬бить тра¬ди¬ци¬он¬ную замк¬ну¬тость кре¬сть¬ян¬ско¬го ми¬ра, на¬ла¬дить связь ме¬ж¬ду фа¬б¬ри¬ч¬ны¬ми ра¬бот¬ни¬ка¬ми и се¬ля¬на¬ми и со¬з¬дать на их ос¬но¬ве не¬со¬кру¬ши¬мую си¬лу, спо¬соб¬ную од¬ним ма¬хом про¬из¬ве¬сти в стра¬не со¬ци¬аль¬ную ре¬во¬лю¬цию.
Раз¬ви¬вая те¬о¬ре¬ти¬че¬с¬кие по¬стро¬е¬ние Ба¬ку¬ни¬на, чле¬ны круж¬ка А.В. Дол¬гу¬ши¬на вско¬ре пред¬ло¬жи¬ли идею “хо¬ж¬де¬ние в на¬род” с це¬лью под¬го¬тов¬ки кре¬сть¬ян¬ских вос¬ста¬ний для осу¬ще¬ст¬в¬ле¬ния со¬ци¬аль¬ной ре¬во¬лю¬ции. Че¬рез “хо¬ж¬де¬ние в на¬род” про¬шли мно¬гие вид¬ные лю¬ди эпо¬хи, ис¬кав¬шие дей¬ст¬ви¬тель¬ные спо¬со¬бы борь¬бы с са¬мо¬дер¬жа¬ви¬ем.
Даль¬ней¬шее раз¬ви¬тие анар¬хи¬че¬с¬кие по¬стро¬е¬ния на¬шли в ли¬це П.А, Кропоткина. Осе¬нью 1873 г. по по¬ру¬че¬нию “чай¬ков¬цев”м ( чле¬нов круж¬ка Н.В. Чай¬ков¬ско¬го) - он со¬ста¬вил про¬грамм¬ный до¬ку¬мент ор¬га¬ни¬за¬ции, ма¬ни¬фест -- “Дол¬ж¬ны ли мы за¬нять¬ся рас¬смо¬т¬ре¬ни¬ем иде¬а¬ла бу¬ду¬ще¬го строя ?“ В этом до¬ку¬мен¬те иде¬а¬лом бу¬ду¬ще¬го строя объ¬я¬в¬ля¬лась
“ анар¬хия “ - т.е. “со¬юз воль¬ных ком¬мун”, без цен¬т¬раль¬ной го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной вла¬сти. Дви¬жу¬щи¬ми си¬ла¬ми для про¬ве¬де¬ния в жизнь анар¬хи¬че¬с¬кой про¬грам¬мы Кра¬пот¬кин счи¬тал не толь¬ко кре¬сть¬ян, но и го¬род¬ских ра¬бо¬чих:
“Здесь мы дол¬ж¬ны рас¬про¬стра¬нять на¬ши воз¬зре¬ния, здесь дол¬ж¬ны мы по¬ды¬с¬кать то¬ва¬ри¬щей. Пре¬ж¬де все¬го вос¬ста¬ние дол¬ж¬но про¬изой¬ти в са¬мом кре¬сть¬ян¬ст¬ве и го¬род¬ских ра¬бо¬чих толь¬ко то¬г¬да мо¬жет оно рас¬счи¬ты¬вать на ус¬пех”.
На¬сколь¬ко силь¬на бы¬ла ве¬ра в осу¬ще¬ст¬ви¬мость анар¬хи¬че¬с¬ких по¬стро¬е¬ний у рос¬сий¬ской мо¬ло¬де¬жи той по¬ры, по¬ка¬зы¬ва¬ет тот факт, что в пер¬вых боль¬ших су¬деб¬ных про¬цес¬сах 70-х го¬дов, ор¬га¬ни¬зо¬ван¬ных пра¬ви¬тель¬ст¬вом про¬тив ре¬во¬лю¬ци¬о¬не¬ров ( про¬цес¬сы “50-ти” и “193-х” ), наи¬бо¬лее вид¬ные об¬ви¬ня¬е¬мые по¬чи¬та¬ли за честь на¬зы¬вать се¬бя анар¬хи¬ста¬ми.
В 70-- 90-е го¬ды про¬шло¬го ве¬ка П.А. Кра¬пот¬кин осу¬ще¬ст¬вил раз¬ра¬бот¬ку кон¬це¬п¬ции анар¬хо-ко¬му¬низ¬ма, вос¬при¬ня¬тую зна¬чи¬тель¬ным боль¬шин¬ст¬вом анар¬хи¬стов. Си¬с¬те¬ма Кра¬пот¬ки¬на при¬вле¬ка¬ли вни¬ма¬ние со¬в¬ре¬мен¬ни¬ков сво¬ей глу¬бо¬ко гу¬ма¬ни¬сти¬че¬с¬кой на¬пра¬в¬лен¬но¬стью, по¬пыт¬ка¬ми син¬те¬за и гор¬мо¬нии ми¬ра, стре¬м¬ле¬ни¬ем объ¬я¬с¬нить все яв¬ле¬ния в об¬ла¬с¬ти об¬ще¬ст¬вен¬ной жиз¬ни объ¬е¬к¬тив¬ны¬ми за¬ко¬на¬ми при¬ро¬ды. Под анар¬хи¬ей он по¬ни¬мал “ ми¬ро¬воз¬зре¬ние ос¬но¬ван¬ное на ме¬ха¬ни¬че¬с¬ком по¬ни¬ма¬ние яв¬ле¬ний “, Ох¬ва¬ты¬ва¬ю¬щее всю при¬ро¬ду, вклю¬чая сю¬да и жизнь че¬ло¬ве¬че¬с¬ких об¬ществ. В сво¬их по¬стро¬е¬ни¬ях но¬вый те¬о¬ре¬тик рос¬сий¬ско¬го анар¬хиз¬ма зна¬чи¬тель¬ное ме¬с¬то уде¬лил во¬п¬ро¬сам ре¬во¬лю¬ции. Он не счи¬тал на¬род го¬то¬вым к не¬ме¬д¬лен¬но¬му ре¬во¬лю¬ци¬он¬но¬му вы¬сту¬п¬ле¬нию и ста¬вил во¬п¬рос о со¬з¬да¬ние анар¬хи¬че¬с¬кой пар¬тии для “ ти¬хой под¬го¬то¬ви¬тель¬ной идей¬ной ра¬бо¬ты ”. Со¬ци¬аль¬ную ре¬во¬лю¬цию он счи¬тал за¬ко¬но¬мер¬ным яв¬ле¬ни¬ем ис¬то¬ри¬че¬с¬ко¬го про¬цес¬са, “ ре¬з¬ким ска¬ч¬ком вверх “, ко¬то¬рый дол¬жен при¬ве¬с¬ти к по¬л¬но¬му унич¬то¬же¬нию все ин¬сти¬ту¬тов вла¬сти и гос. уч¬ре¬ж¬де¬ний. По его мне¬нию, анар¬хо-ко¬му¬низм мо¬ж¬но бы¬ло вво¬дить сра¬зу по¬с¬ле раз¬ру¬ше¬нию ста¬рых по¬ряд¬ков в хо¬де ре¬во¬лю¬ции. Кто же со¬вер¬шит эту ве¬ли¬кую ре¬во¬лю¬цию? “ Ее мо¬гут сде¬лать толь¬ко са¬ми тру¬дя¬щий¬ся - ра¬бо¬чие и кре¬сть¬я¬не и тру¬до¬вые эле¬мен¬ты из ин¬тел¬ли¬ген¬ции”, - пи¬сал Кро¬пот¬кин. Он так же от¬ри¬цал не¬об¬хо¬ди¬мость ре¬во¬лю¬ци¬он¬но¬го пра¬ви¬тель¬ст¬ва, не при¬зна¬вал ни ка¬кой ре¬во¬лю¬ци¬он¬ной ди¬к¬та¬ту¬ры, так как при ней, по его мне¬нию, “ ре¬во¬лю¬ция не¬из¬бе¬ж¬но вы¬ро¬ж¬да¬ет¬ся в про¬из¬вол и в де¬с¬по¬тизм”.
В на¬ча¬ле ХХ в. в Рос¬сии, в ус¬ло¬ви¬ях об¬ще¬го ре¬во¬лю¬ци¬он¬но¬го подъ¬е¬ма и не¬ви¬дан¬ной на¬ка¬лу клас¬со¬вой борь¬бы, анар¬хизм - ве¬ч¬ный спут¬ник ре¬во¬лю¬ций и со¬ци¬аль¬ных по¬тря¬се¬ний вновь за¬я¬вил о се¬бе, как об об¬ще¬ст¬вен¬но-по¬ли¬ти¬че¬с¬ком дви¬же¬нии, обе¬ди¬ня¬ю¬щем ле¬во¬ра¬ди¬каль¬но, де¬мо¬кра¬ти¬че¬с¬ки на¬стро¬ен¬ные слои об¬ще¬ст¬ва.
Пер¬вые ша¬ги к уси¬ле¬нию ро¬ли анар¬хиз¬ма в об¬ще¬ст¬вен¬но-по¬ли¬ти¬че¬с¬кой жиз¬ни стра¬ны бы¬ли сде¬ла¬ны за гра¬ни¬цей. В 1900 г. в Же¬не¬ве воз¬ни¬ка¬ет ор¬га¬ни¬за¬ция рос¬сий¬ских анар¬хи¬стов-эми¬г¬ран¬тов “Груп¬па рус¬ских анар¬хи¬стов за гра¬ни¬цей“, из¬дав¬шее воз¬зва¬ние с при¬зы¬вом к свер¬же¬нию са¬мо¬дер¬жа¬вия и со¬ци¬аль¬ной ре¬во¬лю¬ции. Ее ли¬де¬ра¬ми бы¬ли Мен¬дель Дай¬нов, Ге¬ор¬гий и Ли¬дия Го¬ге¬лия. Су¬п¬ру¬ги Го¬ге¬лия в 1903 г. в Же¬не¬ве со¬з¬да¬ли груп¬пу
анар¬хи¬стов-ко¬му¬ни¬стов “Хлеб и Во¬ля”, при¬не¬с¬шую из¬ве¬ст¬ность Рос¬сий¬ско¬му анар¬хиз¬му. “Хле¬бо¬воль¬цам” при под¬дер¬ж¬ке Кро¬пот¬ки¬на, М. И. Гольд¬смит и В. Н. Чер¬ке¬зо¬ва уда¬лось в том¬же го¬ду ор¬га¬ни¬зо¬вать пер¬во¬го рос¬сий¬ско¬го анар¬хи¬че¬с¬ко¬го пе¬чат¬но¬го ор¬га¬на за гра¬ни¬цей - - га¬зе¬ты “Хлеб и Во¬ля”.
В са¬мой Рос¬сии пер¬вые анар¬хи¬ст¬ские груп¬пы по¬я¬в¬ля¬ют¬ся ве¬с¬ной 1903 г. в г.Бе¬ло¬сто¬ке Грод¬нен¬ской гу¬бер¬нии сре¬ди ев¬рей¬ской ин¬тел¬ли¬ген¬ции и при¬со¬е¬ди¬нив¬ших¬ся к ней ре¬ме¬с¬лен¬ных ра¬бо¬чих; ле¬том - в г. Не¬жи¬не Чер¬ни¬гов¬ской гу¬бер¬нии в сре¬де уча¬щий¬ся мо¬ло¬де¬жи. На¬чав¬ший¬ся про¬цесс об¬ра¬зо¬ва¬ния анар¬хи¬ст¬ских групп на тер¬ри¬то¬рии стра¬ны шел по вос¬хо¬дя¬щий ли¬нии, и уже к кон¬цу 1903 г. функ¬ци¬о¬ни¬ро¬ва¬ло 12 ор¬га¬ни¬за¬ций в 11 го¬ро¬дах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 на¬се¬лен¬ных пун¬к¬тах се¬ве¬ро-за¬па¬да, Юго-за¬па¬да и Юга стра¬ны.
Гео¬гра¬фия рос¬сий¬ско¬го анар¬хиз¬ма чет¬ко об¬ри¬со¬ва¬лась в 1905-1907 го¬дах. “Сто¬ли¬ца¬ми” дви¬же¬ния счи¬та¬лись Бе¬ло¬сток, Ека¬ти¬ри¬но¬с¬лав и Одес¬са.
Со¬ци¬аль¬ную ос¬но¬ву анар¬хи¬че¬с¬ко¬го дви¬же¬ния со¬ста¬в¬ля¬ли пре¬и¬му¬ще¬ст¬вен¬но ку¬с¬та¬ри, ре¬ме¬с¬лен¬ни¬ки, тор¬гов¬цы, кре¬сть¬я¬не, де¬клас¬си¬ро¬ван¬ные эле¬мен¬ты, часть ин¬тел¬ли¬ген¬ции, а так¬же не¬мно¬го¬чи¬с¬лен¬ные груп¬пы ра¬бо¬чих не¬до¬воль¬ные су¬ще¬ст¬ву¬ю¬щи¬ми по¬ряд¬ка¬ми, но сла¬бо пред¬ста¬в¬ля¬ю¬щие пу¬ти и сред¬ст¬ва борь¬бы с ни¬ми. Ес¬ли по¬пы¬тать¬ся со¬ста¬вить обоб¬щен¬ный порт¬рет анар¬хист пе¬ри¬о¬да пер¬вой рос¬сий¬ской ре¬во¬лю¬ции, то он бы вы¬гля¬дел так: это был бы мо¬ло¬дой че¬ло¬век (или де¬вуш¬ка) 18-24-лет¬не¬го воз¬рас¬та, имев¬ший на¬чаль¬ное об¬ра¬зо¬ва¬ние и пред¬ста¬в¬ляв¬ший, пред¬ста¬в¬ляв¬ший как пра¬ви¬ло де¬мо¬кра¬ти¬че¬с¬кие слои об¬ще¬ст¬ва. Ка¬са¬ясь мод¬но¬го се¬го¬д¬ня на¬ци¬о¬наль¬но¬го во¬п¬ро¬са, за¬ме¬тим, что в анар¬хо¬дви¬же¬нии пре¬об¬ла¬да¬ли ев¬реи (по от¬дель¬ным вы¬бор¬кам их чи¬с¬ло до¬с¬ти¬га¬ет 50%), рус¬ские (до 41%), ук¬ра¬ин¬цы (до 35%). Сре¬ди анар¬хи¬стов пра¬к¬ти¬че¬с¬ки не бы¬ло лиц зре¬ло¬го воз¬рас¬та. Са¬мым по¬жи¬лым в дви¬же¬ние бы¬ли - его ос¬но¬ва¬тель Кро¬пот¬кин (1842) и его бли¬жай¬шая по¬с¬ле¬до¬ва¬тель¬ни¬ца М. И. Гольд¬смит (1858). Ос¬нов¬ная мас¬са круп¬ных ор¬га¬ни¬за¬то¬ров дви¬же¬ния -
М. Э. Да¬ни¬лов, Н. И. Му¬зиль,
Я. И. Ки¬рил¬лов¬ский, А. А. Бо¬ро¬вой,
В. И. Фе¬до¬ро¬в¬лов¬ский (Д. Но¬во¬мир¬ский), - ро¬ди¬лись в се¬ре¬ди¬не - кон¬це 70-х гг. XIX в., т.е. к мо¬мен¬ту
ре¬во¬лю¬ции им бы¬ло око¬ло 25 - 32 лет. В ос¬нов¬ном ру¬ко¬во¬ди¬те¬ли и те¬о¬ре¬ти¬ки анар¬хо¬дви¬же¬ние име¬ли вы¬с¬шее или сре¬д¬нее спе¬ци¬аль¬ное об¬ра¬зо¬ва¬ние, боль¬шие на¬вы¬ки аги¬та¬ци¬он¬ной ра¬бо¬ты.
Июль¬ский по¬ли¬ти¬че¬с¬кий кри¬зис 1917 г. за¬кон¬чил¬ся по¬ра¬же¬ни¬ем сил ре¬во¬лю¬ции и ча¬с¬ти¬ч¬ным раз¬гро¬мом анар¬хи¬че¬с¬ких ор¬га¬ни¬за¬ций. В этот пе¬ри¬од на пе¬ред¬ней край борь¬бы вновь вы¬хо¬дит Кро¬пот¬кин. Его фи¬гу¬ра при¬вле¬к¬ла вни¬ма¬ние не толь¬ко ре¬во¬лю¬ци¬о¬не¬ров, но и сто¬рон¬ни¬ков пра¬ви¬тель¬ст¬ва, пы¬тав¬шив¬ся в сво¬их це¬лях ав¬то¬ри¬тет ве¬ли¬ко¬го уче¬но¬го и мы¬с¬ли¬те¬ля.
А. Ф. Ке¬рен¬ский де¬лал не¬ве¬ро¬ят¬ные уси¬лия, что¬бы уго¬во¬рить Кро¬пот¬ки¬на вой¬ти во Вре¬мен¬ное пра¬ви¬тель¬ст¬во, пред¬ла¬гая ему на вы¬бор лю¬бой пост ми¬ни¬ст¬ра. Кра¬пот¬кин от¬ка¬зал¬ся от¬ве¬тив:” Я счи¬таю ре¬ме¬с¬ло чи¬с¬тиль¬щи¬ка са¬пог бо¬лее че¬ст¬ным и по¬лез¬ным”. Оче¬вид¬но, ре¬зуль¬та¬том дли¬тель¬ных раз¬мыш¬ле¬ний ста¬ло его уча¬стие в ра¬бо¬те Го¬су¬дар¬ст¬вен¬но¬го со¬ве¬ща¬ния в Мо¬с¬к¬ве,15 ав¬гу¬ста 1917г.
Кон¬сер¬ва¬тив¬ные кру¬ги вряд ли ожи¬да¬ли ус¬лы¬шать от те¬о¬ре¬ти¬ка анар¬хиз¬ма про¬по¬ведь идеи клас¬со¬во¬го при¬ми¬ре¬ния всех сил “и пра¬вых и ле¬вых”, дей¬ст¬ву¬ю¬щих в ре¬во¬лю¬ции. Воз¬мо¬ж¬но это был хи¬т¬рый ход по¬ли¬ти¬ка счи¬тав¬ше¬го, что до¬с¬тичь цар¬ст¬ва анар¬хии мо¬ж¬но бу¬дет толь¬ко в ус¬ло¬ви¬ях ми¬ра и де¬мо¬кра¬тии. Но за та¬кое по¬ло¬же¬ние дел анар¬хи¬стам еще пред¬сто¬я¬ло бо¬роть¬ся.
На¬ка¬ну¬не Ок¬тя¬б¬ря 1917 г. они бы¬ли все еще в зна¬чи¬тель¬ной сте¬пе¬ни раз¬роз¬нен¬ны.
Ко¬ле¬ба¬ние раз¬ли¬ч¬ных ча¬с¬тей анар¬хи¬че¬с¬ко¬го дви¬же¬ния не спа¬с¬ли его от под¬чи¬не¬ния ре¬ши¬тель¬ной и вла¬ст¬ной та¬к¬ти¬ке боль¬ше¬ви¬ков. В дни Ок¬тя¬б¬ря боль¬ше¬ви¬ки ис¬поль¬зо¬ва¬ли анар¬хи¬стов в ка¬че¬ст¬ве бо¬е¬вой, раз¬ру¬ши¬тель¬ной си¬лы про¬тив бур¬жу¬а¬зии, ока¬зы¬вая им все¬мер¬ную по¬мощь ору¬жи¬ем, про¬до¬воль¬ст¬ви¬ем и пр. Анар¬хи¬сты оку¬нув¬шись в род¬ную сти¬хию борь¬бы и раз¬ру¬ше¬ния, уча¬ст¬ва¬ли в ок¬тябрь¬ских со¬бы¬ти¬ях 1917 г. в Пе¬т¬ро¬гра¬де, Мо¬с¬к¬ве, Ир¬кут¬ске и дру¬гих го¬ро¬дах.
Но для боль¬ше¬ви¬ков ут¬вер¬див¬ших¬ся у вла¬сти, анар¬хизм, с его ло¬зун¬га¬ми борь¬бы за сво¬бо¬ду ли¬ч¬но¬сти и про¬тив го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных ин¬сти¬ту¬тов, был хо¬рош толь¬ко до той по¬ры, по¬ка не ме¬шал осу¬ще¬ст¬в¬ле¬нию соб¬ст¬вен¬ных пла¬нов го¬су¬дар¬ст¬вен¬но¬го стро¬и¬тель¬ст¬ва. Боль¬ше¬ви¬ки опо¬са¬лись со¬еди¬не¬ния идей анар¬хии с ло¬зун¬га¬ми сво¬их про¬тив¬ни¬ков из сре¬ды де¬мо¬кра¬ти¬че¬с¬ких сло¬ев об¬ще¬ст¬ва. Для борь¬бы с анар¬хи¬ста¬ми и их по¬пут¬чи¬ка¬ми бы¬ли ис¬поль¬зо¬ва¬ны все ме¬то¬ды: от об¬ви¬не¬ния их в под¬дер¬ж¬ке “бур¬жу¬аз¬ных контр¬ре¬во¬лю¬ци¬о¬не¬ров”, в ор¬га¬ни¬за¬ции “пья¬ных по¬гро¬мов” до по¬пы¬ток фор¬ми¬ро¬ва¬ния ими соб¬ст¬вен¬ных от¬ря¬дов.
17 де¬ка¬б¬ря в га¬зе¬те пе¬т¬ро¬град¬ских анар¬хи¬стов по¬я¬вил¬ся при¬зыв к со¬з¬да¬нию соб¬ст¬вен¬ных во¬о¬ру¬жен¬ных сил. “Воль¬ные анар¬хи¬че¬с¬кие дру¬жи¬ны” ну¬ж¬ны бы¬ли анар¬хи¬стам ”для ор¬га¬ни¬зо¬ван¬но¬го уда¬ра... по вла¬сти, для смер¬тель¬ной за со¬ци¬аль¬ную ре¬во¬лю¬цию”. В пуб¬ли¬ка¬ции со¬дер¬жа¬лась пря¬мая уг¬ро¬за боль¬ше¬ви¬кам:” Ес¬ли вы ста¬ни¬те на на¬шем пу¬ти к анар¬хии, к ка¬му¬не, мы рас¬топ¬чем и вас”. Ве¬с¬ной 1918 г. анар¬хи¬сты при¬сту¬пи¬ли к со¬з¬да¬нию по¬сто¬ян¬ных бо¬е¬вых от¬ря¬дов. Ка¬д¬ры “бо¬е¬ви¬ков” пред¬на¬зна¬ча¬лись для борь¬бы “за иде¬а¬лы анар¬хиз¬ма”, с “контр¬ре¬во¬лю¬ци¬ей” в Рос¬сии, а так¬же для по¬да¬в¬ле¬ния вы¬сту¬п¬ле¬ний “гер¬ман¬ских бе¬ло¬гвар¬дей¬цев”.
По¬сто¬ян¬ная на¬це¬лен¬ность анар¬хи¬стов на за¬дач ми¬ро¬во¬го ре¬во¬лю¬ци¬он¬но¬го раз¬ви¬тия не ме¬ша¬ла им ус¬т¬ра¬и¬вать про¬за¬и¬че¬с¬кие на¬ле¬ты на квар¬ти¬ры, гра¬бить скла¬ды и ма¬га¬зи¬ны, и да¬же за¬хва¬ты¬вать зда¬ния. Мо¬с¬ков¬ские анар¬хи¬че¬с¬кие груп¬пы зи¬мой 1918 г. ус¬т¬ро¬и¬ли на¬сто¬я¬щие со¬рев¬но¬ва¬ние по за¬хва¬ту особ¬ня¬ков в го¬ро¬де.
По¬чув¬ст¬во¬вав за со¬бой не¬кую си¬лу, анар¬хи¬сты ре¬ши¬ли до¬бить¬ся окон¬ча¬тель¬но¬го сво¬его при¬зна¬ния Со¬вет¬ской вла¬стью. Весь¬ма ва¬ж¬ной для них бы¬ла за¬да¬ча обес¬пе¬че¬ния ору¬жи¬ем и про¬до¬воль¬ст¬ви¬ем в рав¬ных про¬пор¬ци¬ях с кра¬с¬но¬гвар¬дей¬ца¬ми. Вла¬сти Мо¬с¬к¬вы и Пе¬т¬ро¬гра¬да при¬зна¬ли тре¬бо¬ва¬ния анар¬хи¬стов не¬до¬пу¬с¬ти¬мы¬ми и за¬пре¬ти¬ли им вы¬да¬чу ору¬жия.
Анар¬хи¬сты не мог¬ли сми¬рит¬ся с та¬ким ре¬ше¬ни¬ем вла¬стей. В кон¬це мар¬та 1918 г. чле¬ны Мо¬с¬ков¬ской Фе¬де¬ра¬ции анар¬хи¬че¬с¬ких групп офи¬ци¬аль¬но уве¬до¬ми¬ли Мос¬со¬вет о за¬хва¬те по¬ме¬ще¬ния ку¬пе¬че¬с¬ко¬го со¬б¬ра¬ния на Ма¬лой Дми¬т¬ров¬ке дом № 6 и раз¬ме¬ще¬нии там сво¬их ор¬га¬ни¬за¬ций. Та¬кая по¬зи¬ция со¬з¬да¬ла уг¬ро¬зу воз¬мо¬ж¬ных на¬силь¬ст¬вен¬ных дей¬ст¬вий про¬тив боль¬ше¬ви¬ков. На¬сколь¬ко та¬кая за¬да¬ча бы¬ла ре¬аль¬ной и вы¬пол¬ни¬мой для анар¬хи¬стов?
Сей¬час тру¬д¬но от¬ве¬тить на этот во¬п¬рос. Во вся¬ком слу¬чае, в Мо¬с¬к¬ве ста¬ли уси¬лен¬но рас¬по¬стра¬нят¬ся слу¬хи о го¬то¬вя¬щем¬ся вы¬сту¬п¬ле¬ние анар¬хи¬стов.
В ночь с 11 на 12 ап¬ре¬ля в го¬ро¬де си¬ла¬ми ВЧК, во¬ин¬ских ча¬с¬тей и ла¬тыш¬ских стрел¬ков из ох¬ра¬ны Кре¬м¬ля
был про¬ве¬ден за¬хват зда¬ний, за¬ни¬ма¬е¬мых анар¬хи¬ста¬ми, и ра¬зо¬ру¬же¬ние сто¬рон¬ни¬ков анар¬хии. В не¬ко¬то¬рых ме¬с¬тах анар¬хи¬сты ока¬зы¬ва¬ли силь¬ное со¬про¬ти¬в¬ле¬ние, но в ос¬но¬вом за¬стиг¬ну¬тые врас¬плох, зда¬ва¬лись. Вско¬ре бы¬ло про¬ве¬де¬но ра¬зо¬ру¬же¬ние анар¬хи¬че¬с¬ких групп в Пе¬т¬ро¬гра¬де, Во¬ло¬г¬де, по¬да¬в¬лен анар¬хо-мя¬теж в рай¬оне Бу¬гу¬ру¬с¬ла¬на-Са¬ма¬ры.
Вер¬хуш¬ка дви¬же¬ния не имев¬шая по¬с¬ле смер¬ти
П. А. Кра¬пот¬ки¬на в 1921 г. под¬лин¬но¬го ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля и те¬о¬ре¬ти¬ка, рас¬ко¬ло¬лась на не¬сколь¬ко ча¬с¬тей.
Мно¬гие анар¬хи¬сты за¬я¬ви¬ло о кри¬зи¬се дви¬же¬ния, его пе¬ре¬ро¬ж¬де¬ние сво¬ем же¬ла¬нии тру¬дит¬ся на бла¬го боль¬ше¬ви¬ков и всту¬пи¬ло в РКП(б). Дру¬гая часть ду¬хов¬но¬му гне¬ту и лжи пред¬по¬чла эми¬г¬ра¬цию и вы¬еха¬ла или бы¬ла вы¬сла¬на за гра¬ни¬цу. На¬ко¬нец, ос¬тав¬ший¬ся в стра¬не при¬вер¬жен¬цы анар¬хии пы¬та¬лись про¬во¬дить ка¬кую-то ра¬бо¬ту но их бы¬ло ни¬ч¬то¬ж¬но ма¬ло.
Мно¬гие анар¬хи¬сты тя¬же¬ло пе¬ре¬жи¬вая раз¬рыв с ро¬ди¬ной, оди¬но¬че¬ст¬во, и ус¬та¬лость от бес¬по¬лез¬ной борь¬бы, при¬ни¬ма¬ют ре¬ше¬ние вер¬нуть¬ся в СССР. Кто-то воз¬вра¬щал¬ся по сво¬ей во¬ле, кто-то из-за свя¬зей с че¬ки¬ста¬ми, но как пра¬ви¬ло ко¬нец жиз¬ни эти в про¬шлом идей¬ные анар¬хи¬сты про¬во¬ди¬ли оди¬на¬ко¬во - на строй¬ках и ла¬ге¬рях
ГУ¬ЛА¬Га. В 1929 г. на во¬ле уже пра¬к¬ти¬че¬с¬ки ни ко¬го не бы¬ло. Анар¬хи¬че¬с¬кие ор¬га¬ни¬за¬ции в стра¬не пре¬кра¬ти¬ли свое су¬ще¬ст¬во¬ва¬ние.